В России, Грузии, во многих странах Европы и за океаном вспоминают сейчас хронику событий августа 2008 года, вошедших в историю как «пятидневная война» на Кавказе. Многие эксперты скорректировали прежние позиции, сгладили острые углы в оценках, учли факты, проигнорированные ранее в пропагандистской горячке. Еще более важным следствием переосмысления той войны стали перемены во внешнеполитической практике России, США и Европы.
Нежелание и неспособность влиятельных кругов на Западе понимать Россию и учитывать ее интересы неизбежно приводят к фатальным просчетам. Крах «грузинского проекта» и распад Грузии -- яркий пример. Об этом наверняка думали авторы идеи «перезагрузки» российско-американских отношений и новый президент США Барак Обама, который за первые полгода работы очистил Белый Дом от толпы призраков и химер своего предшественника Джорджа Буша-младшего. В аналогичном духе высказываются новое руководство НАТО и ряд европейских лидеров. Появился шанс улучшить отношения Европы и США с Россией.
Все это похоже на потепление после затянувшегося предзимья. У российско-американских отношений появился шанс к улучшению. Но эта перспектива радует далеко не всех. Сигналом стало до сих пор обсуждаемое в Европе
письмо Бараку Обаме от отставных восточноевропейских политиков с просьбой, по сути, защитить Европу от России. (Обращение появилось в середине июля, среди 22 подписантов были бывшие президенты Польши Александр Квасьневский и Лех Валенса, Чехии -- Вацлав Гавел, Латвии -- Вайра Вике-Фрейберга, Литвы -- Валдас Адамкус, --
Ред.)
Авторы документа просят США не поступаться принципами, не отказываться от размещения в Европе своей системы противоракетной обороны, преодолевать зависимость от российских энергоносителей и обеспечивать неизменное стратегическое давление НАТО на Европейский союз.
Письмо, конечно, содержит необходимые и свойственные этому жанру фигуры речи и реверансы. Подписанты, например, на словах приветствуют «перезагрузку» и другие добрые намерения новой американской администрации. Авторы вроде и не хотят выглядеть «ястребами», скорее -- опытными и хорошо информированными «голубями». Но каковы же их цели? Что объединяет авторов письма?
В первую очередь их объединяет то, что большинство из них находится на закате политической карьеры. Но есть и более серьезные мотивы. Пик политических карьер всех обратившихся к Обаме деятелей пришелся на администрацию Джорджа Буша-младшего, оставившую после себя огромный клубок проблем -- включая финансовый кризис, нерешенные военные проблемы, замаячивший призрак новой «холодной войны». То президентство рискует войти в историю как самое «мутное» и неудачное после второй мировой войны.
В такой ситуации письмо отставных политиков из Восточной Европы призвано если не оправдать политику Буша-младшего, то, по крайней мере, посеять сомнения вокруг инициатив и планов Обамы. Я не исключаю даже, что инициатива подобного письма пришла из-за океана. Появлению обращения, во всяком случае, предшествовала серьезная подготовительная работа. Ведь такие политики, как Вайра Вике-Фрейберга, Вацлав Гавел и Александр Квасьневский давно уже не были замечены вместе -- ни на поле для гольфа, ни за праздничным столом.
Если я прав насчет вдохновителей письма, то это тревожный звонок для президента Обамы. Недаром говорят, что в Кремле много башен, а в американском госдепартаменте -- подъездов... Все приложившие к документу руку испугались намеченных корректировок в политике США и перспектив эффективного сотрудничества России и Запада. Главная цель документа -- отговорить Барака Обаму от выполнения ранее заявленных планов. Здесь есть, по крайней мере, две новости. Одна хорошая, ведь это говорит о том, что улучшение российско-американских отношений вполне возможно: в противном случае зачем нервничать и писать письма? А вот вторая новость похуже -- ведь противники «перезагрузки» явно перешли в наступление.
Следует обратить внимание еще на одно интересное обстоятельство -- кому было адресовано и направлено это письмо. Конечно, написано оно для всех, но направлено президенту США. Я склонен видеть в этом определенный «жалобный» подтекст, и жаловались авторы на нынешних европейских лидеров, которые, по их мнению, недопонимают российскую угрозу и проявляют по отношению к восточному партнеру непростительную мягкотелость.
Конечно, и бывший польский президент Квасьневский, и наша Вайра Карловна Вике-Фрейберга, и пражский диссидент-интеллектуал Гавел -- все они формировались или жили в той среде, в которой русофобия не считалась чем-то ненормальным. Поэтому меня ничуть не удивила печально известная эскапада про водку и воблу (зимой 2005 года президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в телеинтервью так высказалась о ветеранах Великой Отечественной: «Мы не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию». --
Ред.). Но я убежден, что политическая русофобия, на которой построено письмо Бараку Обаме, ни имеет ничего общего с эмоциями или исторической памятью. Эта русофобия служит методом и орудием в достижении политических и личных целей.
Предположим, что в Европе вновь появятся «железный занавес» и «берлинская стена». На этом заработают строительные подрядчики. Затем вокруг стены возникнет прибыльная инфраструктура -- от бензоколонок до борделей. Возрастут военные расходы и производство вооружений для защиты всей Европы. Это та самая индустрия, которая может поднять экономику целого региона! Увы, это не шутка и не фантазия. «Холодная война» не навсегда ушла в прошлое. Среди нас живут ее дети, сохранились и наработанные тогда методы и приемы. Это дает знать о себе время от времени ледяным дыханием...
В ближайшие дни Европа и весь мир отметят печальный юбилей начала второй мировой войны. Уверен, что это будет «звездный час» для сторонников «нового сдерживания», «принципиальных подходов» и просто русофобов. Я даже возьмусь предположить, что будут говорить в связи с этим наши «подписанты»: они будут вспоминать Гитлера, не произнося при этом «Германия», и критиковать Россию (Советского Союза-то больше нет), называя вслух Сталина с Молотовым. Важно только, чтобы в эти дни к микрофонам вышли не только авторы подобных писем.