Время новостей
     N°149, 19 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2009
Убытки с крыльями
Премьер Путин оценил развитие российского авиапрома
По традиции, сложившейся на московском Международном авиакосмическом салоне (МАКС), его всегда открывает Владимир Путин -- вне зависимости от того, какой именно государственный пост он занимает. За последние 12 лет отступление от этого правила было зафиксировано лишь однажды: МАКС-1997 открыл тогдашний президент России Борис Ельцин. С тех пор эту почетную церемониальную функцию исполняет исключительно г-н Путин, сначала в качестве премьера (в 1999 году), затем президента страны (в 2001, 2003, 2005 и 2007 годах), и вновь в роли председателя правительства (вчера). В первый день работы МАКС-2009 он поздравил участников с открытием салона, пожелал им всего доброго и сообщил, что «государство не намерено бесконечно покрывать убытки предприятий авиастроения и вытаскивать предприятия из долговой ямы».

Вчера прямо на территории летно-исследовательского института (ЛИИ) им. Громова, где проводится МАКС, Владимир Путин собрал совещание, посвященное положению отечественного авиастроения. Это положение премьер назвал «сложным», но при этом дал понять, что сложности порождены не только объективными внешними причинами, но отчасти и действиями самих флагманов российского авиапрома.

Особое беспокойство премьера вызвал размер долгов, накопленных теми предприятиями, что переданы государством в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). «Общая сумма долговых обязательств ОАК и ее дочерних обществ -- примерно 119--120 млрд руб., причем порядка 64 млрд -- это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий», -- цитирует г-на Путина Интерфакс. Помимо собственно размера долга, г-на Путина встревожило то обстоятельство, что источники, которые раньше намечалось использовать для закрытия финансовых дыр, с приходом кризиса исчезли. Он отметил, что на фоне благоприятной экономической обстановки погашение кредитов планировалось осуществить за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций. «Сегодня эти решения, конечно, не будут уже работать -- не надо было тянуть с этим», -- констатировал премьер.

Согласно отчету за 2008 год, опубликованному ранее ОАК, ее «консолидированный долг (без учета остатков на денежных счетах) -- 121 836 000 тыс. руб.» Судя по вчерашнему заявлению премьера, «остатки на счетах», а также то, что предприятия -- участники ОАК сумели заработать в текущем году, не сильно изменили прошлогодний итог. Кстати, та же отчетность демонстрирует, что по крайней мере до начала 2009 года они зарабатывали не очень успешно (вопреки регулярным сообщениям о масштабных продажах российских боевых самолетов за рубеж). 2008 год ОАК закончила с чистым убытком в 8,4 млрд руб. Г-н Путин вчера объяснил, почему так получилось. «Целый ряд контрактов ОАО «ОАК» на поставку самолетов, как внутри страны, так и за границу, принес, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки, -- сказал он. -- Я прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок». План финансового оздоровления авиационной отрасти глава правительства потребовал разработать к 1 октября.

По отношению к отрасли премьер пообещал одновременно проявить заботу и строгость. «Развитие авиастроения наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой мы выделили в качестве ключевых приоритетов, и именно за счет этих секторов рассчитываем существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, укрепить ее устойчивость и диверсифицировать экспорт», -- сказал г-н Путин. «Что касается боевой авиации, то это одно из ведущих направлений государственной программы вооружений», -- добавил он.

«Мы, конечно, будем поддерживать авиастроение, -- пообещал премьер, -- без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность нельзя обеспечить без современных комплексов. Но это не значит, что этими тезисами можно прикрывать расхлябанность и плохую организацию работы». В других местах своего выступления он заявил, что «государство не намерено бесконечно покрывать убытки предприятий авиастроения», а бюджетные средства должны прежде всего помогать становлению по-настоящему конкурентоспособных компаний, работающих в рыночной среде.

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев после совещания сказал журналистам, что у него «есть понимание, как решать проблемы ОАК и других производителей в плане реструктуризации финансовых и долговых обязательств» (поддержка авиастроения, как известно, является одной из приоритетных задач ВЭБа как государственного банка развития). При этом г-н Дмитриев уточнил, что в этой работе наряду с ВЭБом будут участвовать «другие крупные коммерческие банки».

Однако повышение рыночной эффективности предприятий российского авиапрома -- это все же дело будущего, а о массированных бюджетных вливаниях в отрасль было объявлено прямо вчера на МАКСе. Министерство обороны России подписало с компанией «Сухой» три контракта на поставку боевых самолетов. Как сообщила пресс-служба ОАО "Компания "Сухой", по этим соглашениям в период с 2010 по 2015 год включительно ВВС России получат 48 многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35C, в 2009--2011 годах -- двенадцать Су-27СМ и до конца 2011 года -- четыре Су-30М2. Документы скрепили своими подписями начальник вооружения Вооруженных сил, замминистра обороны Владимир Поповкин и гендиректор компании «Сухой» Михаил Погосян.

В гражданской сфере авиапрома вчерашний день был отмечен другим масштабным соглашением. Внешэкономбанк и контролируемая государством лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) подписали соглашение о намерениях по организации финансирования перспективных инвестиционных программ ИФК и разработки совместных стратегий продаж воздушных судов российского производства, в том числе самолетов АН-148-100В на внутреннем и внешнем рынке с использованием механизма лизинга и экспортного финансирования. Как сообщал «Времени новостей» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий, предполагается, что эта программа позволит обеспечить продажу 70 воздушных судов.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиапром