|
|
N°149, 19 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вино доказано
В "городе невест" Иванове и Чечне кризис запивают слабоалкогольными напитками
Несмотря на кризис и падение доходов, россияне стали пить больше вина. Лидеры в винном потреблении -- Центральный федеральный округ, где помимо Москвы первенство держат «город оружейников» -- Тула и «город невест» -- Иваново. Такая статистика приводится в аналитическом материале, обнародованном Центром исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА). Зато на Урале и Дальнем Востоке и без того низкое потребление виноградного вина снижается: сказывается, видимо, традиционная тяга северных жителей к крепкому алкоголю.
С антиалкогольного совещания у президента России 12 августа, по сути, стартовала новая всероссийская антиалкогольная кампания: пиво и слабоалкогольные напитки приблизят к крепкому алкоголю по степени госрегулирования и, вероятно, учтут в ЕГАИС. Производителям вина представился шанс увеличить свое присутствие на рынке, ведь последние годы слабоалкогольные напитки почти полностью захватили внимание потребителя. Однако воспользоваться этим шансом получится не у всех. Вино, разлитое в тару в России, составляет сегодня более 75%, а импорт 25%. Теоретически производить виноградное вино может каждый регион, но развитие производства вина в регионах, где не выращивают виноград, носит абсолютно бессистемный и хаотичный характер. Например, в Брянской области производство в первом полугодии 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого сократилось на 42%, тогда как в Воронежской выросло вдвое.
Два года назад вино производили 46 российских регионов, сейчас только 41 регион. В первом полугодии 2009 года 71% всего виноградного вина произведено в Южном федеральном округе, при этом в Краснодарском крае -- около 45%.
Наибольшее падение, на 25--30%, при общем спаде производства виноградного вина в России в первом полугодии оказалось в Белгородской, Рязанской, Челябинской, Волгоградской, Псковской, Курганской, Новосибирской, Нижегородской, Самарской и Томской областях, в Санкт-Петербурге, Ставропольском и Пермском краях, а также в Башкирии, Бурятии и Мордовии. Сильнее всего удалось нарастить производство Адыгее и Карачаево-Черкесии -- в 3,8 и 3 раза соответственно.
Отстающими в производстве виноградного вина уже более пяти лет являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Отсутствие желания развивать винный бизнес объясняется не географией: завозить импортный виноматериал и производить вино не хуже литровых пакетов из Краснодарского края может любой регион. Как полагают аналитики центра ЦИФРА, очевидна полная и слепая зацикленность 90% региональных администраций на производстве акцизоемких спирта и водки. В кризис эта тенденция только усиливается, а число областей, в которых производится вино, сокращается, на радость нашим южным регионам, более половины вина которых производится из импортного виноматериала.
По статистике, на степень потребления вина в регионе влияют его география (климат и близость моря) и уровень дохода населения (лучше живут -- пьют больше вина относительно среднего уровня по стране). Кроме того, у России есть специфика -- дешевые винные напитки в литровых пакетах, которые продаются под видом вина, занимают не менее 35% винного рынка.
Значительно выше среднероссийского уровень потребления вина в Центральном федеральном округе, где за первое полугодие 2009 года продажи виноградного вина по сравнению с аналогичным периодом 2008-го увеличились на 31%. Помимо абсолютного лидера -- Москвы (увеличение продаж на 30%) 20-процентный прирост продаж показали Подмосковье и «женская» Ивановская область. Стремительно наращивают рост продаж Липецкая и Тульская области. 23-процентное падение обнаружилось во Владимирской области. Меньше покупать вина стали также в Брянске, Белгороде и Орле.
Парадоксы статистики показывает Северо-Западный федеральный округ. В каждом регионе округа, кроме Санкт-Петербурга, потребление виноградного вина выше среднероссийского уровня, даже в депрессивной Псковской области и в довольно бедных Новгородской и Вологодской. При этом в Санкт-Петербурге вина стали покупать на 29% меньше, а в Ленинградской области -- на 35% больше.
В Южном федеральном округе, где в некоторых регионах у населения, казалось бы, культ вина должен был воспитываться столетиями, потребление падает. Южане пьют этот напиток меньше, чем в среднем по России. Если доля населения региона в численности населения России составляет 16%, то доля в общероссийских продажах вина -- 13%. Продажи сократились в Ставропольском крае (на 11%), в Дагестане (на 16%), в Калмыкии (на 35%), в Карачаево-Черкесии (на 6%), в Северной Осетии, которая уже попадает в российскую статистику (на 27%). Незначительный (3,5%) рост продаж в первом полугодии показывает Краснодарский край, несмотря на то, что летом население края за счет отдыхающих практически удваивается. Удивительная тенденция обнаружилась в Чечне -- там потребление виноградного вина увеличилось на 55%.
Среди регионов Уральского округа больше всего вина пьют в Курганской, Свердловской, Тюменской областях, а также Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. А в Челябинской области -- в 2,5 раза больше, чем в среднем по России.
Из регионов Поволжского округа более чем 20-процентный рост продаж отмечен в Марий Эл, Пермском крае и Мордовии. Из регионов Сибирского федерального округа нарастили продажи вина только Бурятия и Хакасия, причем последняя -- в три раза. В большинстве регионов спад. В Дальневосточном округе уровень потребления значительно ниже среднероссийского в Еврейской автономной области и Приморском и Хабаровском краях.
Культура потребления низкоалкогольных напитков начала приживаться в России совсем не так, как это происходило в мире, считает директор исследовательского центра ЦИФРА Вадим Дробиз. «Основой цивилизованного потребления алкоголя в мире стало потребление низкоалкогольной продукции. В то же время эта хитрость позволила производителям крепкого алкоголя создать коктейльно-клубную субкультуру, что позволяло в мире до кризиса постоянно наращивать производство и потребление крепкого алкоголя (на 4--5%). Лобби производителей крепкого алкоголя, а также пивное лобби в мире значительно мощнее винного», -- отмечает он. «На самом же деле низкоалкогольная культура не пиво и слабоалкогольные напитки, а натуральное виноградное вино. В СССР была неплохая винная культура. Пусть не было у нас мифических французских вин, но была массовая винная культура, хотя и с 35-процентным присутствием портвейнов, которые тогда делались из натурального сырья», -- напоминает эксперт.
Ирина СКЛЯРОВА