Время новостей
     N°148, 18 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.08.2009
Незаметное государство
Борьба с кризисом проходит мимо россиян
Больше трети россиян не знают, ведут ли власти их региона борьбу с кризисом. При этом половина граждан затрудняется ответить, насколько эффективны антикризисные меры, принимаемые местными властями. Таковы опубликованные вчера данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В рамках опроса 30--31 мая ВЦИОМ изучил мнение 1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Среди респондентов 39% не знают о мерах, принимаемых властями их населенного пункта или региона для борьбы с экономическим кризисом. Чуть меньше, 37%, полагают, что власти для борьбы с кризисом не делают ничего. Самой заметной антикризисной акцией на местном уровне стала организация поиска рабочих мест для временно безработных, организованная службой занятости. И то эту деятельность заметили лишь 4% опрошенных.

Социологи предложили респондентам 14 вариантов возможных ответов на вопрос «В чем заключается борьба с кризисом на местном и региональном уровнях?». Среди них борьба с коррупцией, благоустройство населенного пункта, помощь малому и среднему бизнесу, вложение средств в промышленность, поддержка банков, увеличение зарплат и пенсий, сдерживание цен на товары первой необходимости, понижение тарифов на некоторые услуги, поддержка малоимущих. Эти варианты набрали лишь по 1% голосов.

Признали, что местные власти борются с кризисом при помощи организации ярмарок с заниженными ценами, субсидирования ипотечных кредитов и предоставления сезонной низкоквалифицированной работы, менее чем 1% граждан. Также 1% опрошенных сказали, что меры, предпринимаемые властями в борьбе с кризисом, в целом незначительны. И столько же опрошенных считает, что действия властей лишь усугубляют обстановку.

Половина россиян затруднилась ответить, насколько эффективны меры, предпринимаемые местными властями для борьбы с кризисом. Скорее негативной оценки этих действий придерживаются 22%, а 17% точно уверены в том, что решения местных властей не помогают. Противоположной точки зрения придерживаются 10%.

Воображением и инициативой опрошенные граждане похвастаться также не могли: 30% респондентов, окажись они на месте главы своего населенного пункта, не знали бы, что им делать для борьбы с кризисом. Стали бы бороться с безработицей 14%, а 7% взялись бы за восстановление промышленности. Возрождать сельское хозяйство бросились бы 5% и столько же начали бы с установления контроля за ростом цен.

Такие варианты, как помощь малоимущим, своевременное выплачивание и повышение зарплаты, внимание социальной сфере и сокращение зарплаты чиновникам, набрали по 4% голосов. Больше общаться с людьми и вникать в их проблемы, а также бороться с коррупцией стали бы по 2% респондентов. По 1% граждан взялись бы за благоустройство города, ремонт дорог и за сокращение числа трудовых мигрантов.

Неведение граждан относительно антикризисной деятельности властей неудивительно, ведь региональные СМИ о кризисе пишут довольно скупо. Проведенное в начале лета аналитиками интернет-библиотеки Public.Ru исследование публикаций в центральных и региональных СМИ об антикризисной программе правительства показало: 87% изученной региональной прессы ограничивалось нейтральными новостными сообщениями об обсуждении федеральной антикризисной программы. Отрицательное отношение к программе высказали порядка 62% респондентов в центральной прессе и 52% в региональной. Правда, недостаточно глубокое освещение антикризисных мер объясняется скорее не безразличием печатных изданий, а тем, что цели антикризисной программы неясны обществу.

На этом фоне антикризисные программы регионов зачастую даже более проработаны. По данным ФБК, опубликованным в конце весны, за полгода интенсивного погружения страны в кризис антикризисные программы были приняты в 28 регионах. В 55 регионах как таковых антикризисных программ нет, реализуются лишь отдельные антикризисные мероприятия. Зато регионов, где вообще нет информации о какой-либо антикризисной активности, исследователи не обнаружили. По данным исследования ФБК, спасают свои регионы губернаторы по-разному, но все как один пытаются сохранить нынешние рабочие места и создать новые. Меры по соцзащите и поддержке рынка труда реализуются в 66 регионах. 62 региона объявили о поддержке малого бизнеса. В 43 регионах власти пошли на субсидирование процентной ставки по займам и организацию микрокредитов для предприятий малого бизнеса.

Ирина СКЛЯРОВА