|
|
N°147, 16 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Асфальт и революция
Йошка Фишер -- отец сербской демократии
По мере того как исчезают последние препятствия для распространения на Югославию «Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы» европейский бизнес, а прежде всего его передовой отряд -- германские предприниматели -- занимает стартовую позицию для дележа финансового пирога, испеченного ЕС для поддержки демократических процессов в этой стране. «У нас нет отбоя от разнообразных проектов и предложений наших фирм для восстановления экономики в Югославии, -- сказал газете «Время новостей» Михаэль Хармс, только что назначенный шеф управления Юго-Восточной Европы в Федеральном союзе германской индустрии. -- В общей сложности речь идет об освоении в течение шести лет суммы в 2,3 млрд евро, которую на эти цели выделил ЕС». Правда, в самом Евросоюзе предпочитают высказываться очень осторожно. «Невозможно пока говорить о суммах, которые пойдут на восстановление Югославии, -- заявил газете «Время новостей» глава директората ЕС по Западным Балканам Сандро Годзи, -- это можно будет сделать только после того, как наши эксперты сделают трезвую оценку ситуации. С 1991 года ЕС затратила 1,5 млрд долларов на разные программы на Балканах».
Как отметил Хармс, сохраняющаяся непрозрачность политических процессов мало смущает деловых людей Запада. Предпринимательский ажиотаж вокруг многообещающего югославского рынка сегодня превосходит по масштабам натиск фирм на юго-восток Европы, наблюдавшийся в свое время в Боснии, а затем Косове. «И это при том, что условия для бизнеса там сегодня буквально приравнены к фронтовым, -- продолжает он. -- Полное отсутствие необходимой законодательной базы в Югославии мы рассматриваем как существенно меньшее зло по сравнению с такими проблемами, как крайне высокий уровень преступности, сложившиеся за десятилетия правления Милошевича теневые связи между политикой и экономикой». Можно ли в этом смысле проводить параллели с перестроечной ситуацией в России в начале 90-х годов? Михаэль Хармс: «Тогда в Москве нашим было существенно легче». Вопрос о том, много ли у россиян шансов на участие в восстановительных работах в Югославии, «достаточно сложен». На политическом уровне, говорит Хармс, исключать Россию из общего процесса помощи Балканам было бы недальновидным. Так же считает и уполномоченный ЕС по Пакту стабильности Бодо Хомбах. Однако при раздаче конкретных заказов частным фирмам «все решает рынок». А там уже толпятся звонкие международные имена: Siemens, Thyssen, ABB, Bosch, Hoch-Tief и сотни им подобных. По оценке Хармса, российская дипломатия ведет себя достаточно вяло, чего никак не скажешь о немецких политиках -- в «отцы сербской демократии» уже записался глава германского МИДа Йошка Фишер. Оказывается, в месяцы и недели накануне выборов германские дипломаты, чего теперь не скрывает Фишер, ухитрились провезти в Югославию 18 млн марок наличностью из средств федерального бюджета. Из этих денег, с немецкой аккуратностью собранных у трудящихся-налогоплательщиков, была оказана мощная поддержка оппозиционным СМИ, партиям и даже целым населенным пунктам. Один молодой атташе германского посольства в Белграде умудрился организовать накануне выборов 65 грузовиков с битумом для укладки асфальта в сербских городах, где силы оппозиции были наиболее внушительными. И сербские борцы за демократию смогли направить свои колонны на Белград по свежему асфальту, стоимость которого, по финотчету германского МИДа, составила 100 тыс. 215 марок. Дипломаты назвали акцию Asphalt for Democraсy.
Щедрость, проявленная прагматичным Западом на первых порах, однако, вовсе не означает, что сербам только всего-то и осталось, что научиться пошире оттопыривать карманы для более серьезных финансовых вливаний. По состоянию на сегодняшний день, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Михаэль Хармс, полного единства взглядов среди руководства стран Запада на этот счет пока не достигнуто. Американцы и англичане не питают безраздельного доверия к личности нового президента Югославии и заявляют, что коль он позволяет военным преступникам Милошевичу & Co свободно разгуливать на свободе и занимать государственные посты, то и финансовая помощь Коштунице должна быть ограничена. Немцы предлагают строить отношения с новым режимом в Белграде как раз наоборот и называют ее точно так же, как некогда в годы продвижения свой новой восточной политики, «переменами через сближение». Иными словами: окружить новое сербское руководство такой заботой и вниманием, что оно само поймет, что лучше, а что хуже. А для этого, говорят немецкие политики, требуется много-много терпения. И ничуть не меньше денег.
Юрий ШПАКОВ, Берлин