|
|
N°94, 29 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы на них давим, а они зреют»
Правительство определяет новые энергетические приоритеты
Правительство перенесло принятие «Энергетической стратегии России до 2020 года» на первый квартал следующего года. Тем не менее вчера на заседании кабинета были «в целом одобрены принципиальные подходы», изложенные Минэнерго в его проекте «Основные положения Энергетической стратегии». Министерству поручили согласовать к октябрю окончательный текст «Положений», который затем придется снабдить конкретными прогнозами производства и потребления энергоресурсов.
Такой исход заседания был вполне ожидаемым. Интереснее то, что это обсуждение стало поводом озвучить планы правительства по регулированию крупнейших отраслей (нефтяной, газовой, угольной и энергетической) на ближайшие два-три года. «Субъектам экономики надо дать ориентиры», -- заявил премьер-министр Михаил Касьянов, открывая заседание.
Главных ориентира три: поэтапное повышение цен на газ и либерализация внутреннего рынка голубого топлива, увеличение добычи более дешевого угля для снижения потребности в дорожающем газе и, наконец, создание конкурентной среды на внутренних энергетических рынках путем организации многочисленных бирж.
«Самый главный, ключевой вопрос -- это вопрос цены на газ», -- заявил журналистам в Белом доме министр энергетики Игорь Юсуфов. Минэнерго намерено после окончательного одобрения энергостратегии приступить к «Концепции рынка газа». Правительство собирается разделить потребителей газа на «социально значимых, стратегических» и всех остальных. Для первых цены на газ будут устанавливаться государством, для вторых -- рынком. В защищенную категорию потребителей попали военные, а также медицина, образование и другие организации, финансируемые из бюджета. «В долгосрочной перспективе они также могут быть переквалифицированы в обычных участников рынка», -- сказал министр. По его оценкам, потребление газа «защищенной» группой составляет примерно 90--100 млрд кубометров в год. Это шестая часть от общего производства газа в России и четвертая часть его внутреннего потребления.
Сейчас цены на газ устанавливаются правительством для всех категорий потребителей. Впрочем, с 2002 года газовые компании получили право продавать по коммерческим ценам часть своей продукции. Это так называемые дополнительные объемы, превышающие оговоренные в контрактах лимиты потребления. «Рентабельность продаж внутри России благодаря этому растет. Ведь еще в прошлом году она составляла лишь 0,02%», -- утверждает глава газового концерна «Итера» Игорь Макаров.
Главный производитель, «Газпром», очень обеспокоен тем, что именно ему одному и придется поставлять топливо защищенным группам по фиксированным ценам. Монополист надеется, что правительство обяжет все остальные компании также продавать часть газа по низким «социальным» тарифам. В этом случае в стране возникнет три рынка газа -- экспортный, внутренний коммерческий и госпоставки. Регулировать отношения производителей газа на этих рынках придется государству, и ранее 2004--2005 годов оно вряд ли выработает соответствующий механизм управления.
Чтобы снизить ценовое давление на потребителей, которые привыкли к дешевому газу, правительство планирует стимулировать добычу угля. «Мы предполагаем удвоение добычи и потребления угля, -- заявил Игорь Юсуфов. -- Рост потребления энергоресурсов в стране будет обеспечиваться углем, что позволит высвободить объемы газа для экспорта». По словам министра, страна располагает значительными запасами угля, который можно добывать «без существенных финансовых затрат». Он подчеркнул, что правительство рассчитывает на рост потребления угля энергетиками и металлургами в тех регионах, где уголь добывается, -- «в угольных бассейнах».
Угроза неконтролируемого роста цен на энергоносители в случае либерализации рынков газа и электроэнергии, а также необходимость решить застарелые проблемы с монополизмом крупных нефтяных компаний заставляют правительство одновременно с освобождением цен установить жесткие рамки рынка.
«Государственное регулирование в энергетической сфере должно сохранить ключевую роль, но основываться на рыночных принципах», -- заявил на заседании правительства г-н Касьянов. По его словам, «нынешний уровень конкуренции на внутреннем рынке не соответствует потребностям экономики, отношения общества и частных компаний нуждаются в прозрачных и ясных механизмах». Государство рассчитывает, что создание условий для конкуренции позволит снизить цены на энергоносители.
Как пояснил Игорь Юсуфов, конкуренция появится благодаря «созданию энергетических бирж -- угольной, нефтяной, электроэнергетической». «В результате потребители получат комфортные условия и справедливую цену», -- надеется министр. Однако многие участники рынка, в первую очередь нефтяные компании, выступают против «насильной» продажи части нефти и нефтепродуктов через биржи, поэтому глава Минэнерго высказался о сроках их появления весьма расплывчато. «Мы будем стремиться к этому безотлагательно, но нужны определенные условия», -- сказал он. Высокопоставленный чиновник Белого дома пояснил: «Мы на них (нефтяников. -- Ред.) давим, а они зреют».
Правительство утверждает, что биржи будут способствовать экономическому росту, а это сейчас самый убедительный аргумент. Г-н Юсуфова уверен: «Повышение уровня конкуренции заставит производителей снижать издержки, добиваться финансовой прозрачности, а это увеличит интерес к нашим предприятиям со стороны инвесторов. Они будут вкладывать в страну деньги, и таким образом государство будет добиваться экономического роста».
Олег ЧЕРНИЦКИЙ