В Латвии объявлено о прекращении работы комиссии по подсчету ущерба от «советской оккупации». Этот орган был создан в 2005 году решением правительства, а с этого месяца перестал существовать из-за отсутствия денег в связи с кризисом. Комиссия предполагала работать еще два года, хотя на нее, по данным латвийской прессы, уже потрачено более 500 тысяч латов (более 1 млн долл.). Это те деньги, которых сегодня так не хватает социальным объектам в Латвии, в том числе школам в Риге.
Накануне нового учебного года вокруг этих школ сложилась тяжелая ситуация. Рижская дума во главе
с первым русским мэром города, 33-летним Нилом Ушаковым (он занял этот пост 1 июля после победы на выборах), приняла решение закрыть десять столичных школ. В девяти из них обучение велось на русском языке. Для мэра, на которого русскоязычные граждане возлагали большие надежды, это стало вынужденным шагом. Мэрия винит во всем, в основном в отсутствии денег на поддержание школ, министерство образования.
Согласно плану министерства за три года по всей Латвии будет закрыто 36 школ, из них 16 -- в столице. Еще около 40 учебных заведений Риги подвергнутся реорганизации. Это результат новой системы финансирования образования. Целевые государственные дотации на зарплаты педагогам и администрации по причине экономического кризиса были снижены в этом году на 60%.
С наступающего учебного года по решению правительства будет действовать система «деньги следуют за учеником», когда размер дотаций школе зависит от числа учащихся. Муниципалитет законодательно лишен права поддерживать пусть и хорошие школы, но с небольшим количеством учеников. По расчетам, минимум для школы составляет 500--600 учеников. Только при такой наполняемости классов школа в состоянии оплатить учебный процесс, работу педагогов, отопление и, если понадобится, аренду помещений.
Но руководители ликвидируемых школ и родители учеников усмотрели в происходящем политический подтекст. В Риге 67 латышских и 61 русская школа. Еще в 13 преподают на двух или трех языках. Образование на латышском языке (учитывая специальные и вечерние школы) получают 34 453 человека. На русском языке учатся 32 594 человека. То есть тех и других почти поровну. Но среди 16 ликвидируемых в Риге школ -- всего пять латышских и 11 русских. При этом 10 из 11 закрывают уже через две недели.
«Среди ликвидируемых в Риге русских школ главной потерей являются, конечно, средние школы, -- сообщила «Времени новостей» Александра Малашонок из латвийской ассоциации русской культуры, образования и науки «Аркона». -- У трех из четырех закрывающихся средних школ есть общая особенность: их здания расположены в центре или вблизи него. Это школа имени Льва Толстого и еще 30-я и 38-я школы. 20-я школа тоже расположена в хорошем районе, примыкающем к торговому центру «Альфа». Так что иметь здание в престижном центре города -- это фактор риска для русской школы. Недаром в состав группы, готовившей проект ликвидации, входили специалисты по недвижимости».
По заявлению департамента образования Рижской думы, ликвидация школ даст экономию в городском бюджете в размере 200 тыс. латов (около 400 тыс. долл.). Но, как отметила г-жа Малашонок, «основная экономия происходит за счет освобождения тремя латышскими школами зданий, находящихся в частной собственности, с высокой арендной платой. Эти школы переедут в помещения ликвидируемых русских средних школ».
Председатель рабочего комитета школы и учительница английского языка в одном из закрываемых учебных заведений -- 30-й средней школе -- Ирина Кибиш бьет тревогу. «В школе учатся более 400 учеников и работают несколько уникальных программ», -- сообщила она в беседе с «ВН». «Три года назад мы ввели программу для детей с нарушением осанки. В специализированном классе учатся не более 15 человек. С ними работают помимо учителей два физиотерапевта, врач-реабилитолог, психолог и логопед. В этом году в Риге проходил международный симпозиум о нарушениях осанки у детей. Ознакомившись с нашей программой, врачи из разных стран сказали нам: «Ваша школа -- это школа будущего!» -- продолжает г-жа Кибиш. -- Уже несколько лет мы сотрудничаем с профтехучилищами. Тем, кто хочет получить специальность, мы предлагаем вечернюю программу обучения, которая подгоняется под расписание ПТУ. Есть и русские, и латышские группы».
По мнению педагога, процесс объединения школ не является хорошим решением: «Дети, переходя из одной среды в другую, порой с трудом адаптируются. Тем более если эти дети особые, с физическими нарушениями. А наша программа при объединении школ просто погибнет. Получается, что государственные средства в течение трех лет выделялись зря. Неясно, что будет и с вечерниками. Ведутся разговоры о том, что в школу, с которой нас объединят, брать будут только начальные классы».
Рижская дума, где большинство составляют представители левых партий, находится в политической оппозиции к латвийскому правительству, составленному из пяти правых партий. То, что русские школы могли стать заложниками такого политического противостояния, допускает и сам Нил Ушаков. Он возглавляет политическое объединение «Центр согласия», которое по результатам выборов 6 июня получило 26 из 60 депутатских мест в столичной Думе. Одним из лозунгов предвыборной кампании этого объединения была защита прав русскоязычных жителей Латвии. Они составляют треть населения страны в 2,2 млн человек.
«1 июля мы пришли в Рижскую думу, и уже через десять дней стало известно о сокращении финансирования столичных школ на 60%», -- рассказал «ВН» Нил Ушаков. «Нам не остается ничего другого, кроме как на следующих выборах добиваться нашего включения в правительство. Я не верю, что за месяц мы потеряли деньги на школы, больницы и общественный транспорт по простому совпадению».
Помимо сокращения числа школ правительство подготовило для рижских школьников в новом учебном году еще один неприятный сюрприз -- отменены 50-процентные скидки на проезд в общественном транспорте. Остались только дотации от Рижской думы в размере 25%. Не исключено, что Рижской думе в ближайшем будущем придется принять еще одно непопулярное решение: о закрытии старейшей рижской Первой городской больницы. Против ее закрытия собрано более 30 тыс. подписей, однако финансирование больницы урезано на 70%. Уже получили увольнительные почти 600 сотрудников, среди которых и ведущие доктора. Эта клиника принимает у себя три четверти всех пациентов страны с множественными травмами после тяжелых аварий. На четверть сокращены дотации и самой крупной детской больницы -- Республиканской клинической. Больница уже сокращает плановый прием маленьких пациентов с 800 до 300 человек в месяц.