Время новостей
     N°146, 14 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2009
На полпути к победе
General Motors почти созрела для подписания соглашения о продаже Opel концерну Magna-Сбербанк
Три месяца потребовалось компании Magna International Inc. и Сбербанку, а также их горячему стороннику канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, чтобы убедить американского автогиганта General Motors Co. продать один из своих активов -- германский Opel -- российско-канадскому консорциуму. Похоже, сделка близится к успеху, хотя сегодня на сочинской встрече президент России Дмитрий Медведев и глава германского правительства г-жа Меркель еще не смогут поздравить друг друга.

Первой о том, что Magna и Сбербанк добились благосклонности General Motors, сообщила вчера германская газета Handelsblatt. Источник, знакомый с ходом переговоров, сказал ей, что GM и Magna International Inc. (как основной переговорщик) смогли преодолеть разногласия по вопросам, касающимся приобретения Opel. Сопредседатель правления Magna Зигфрид Вольф в интервью агентству Bloomberg это подтвердил, подчеркнув, что договоренность достигнута по всем пунктам соглашения и оно готово к подписанию. Из этого уже можно было сделать вывод, что на сегодняшней встрече у лидеров России и Германии будет повод поднять бокалы.

Между тем соглашение все еще не подписано, а комментарий GM в отношении перспектив скорого заключения сделки с Magna вчера был не столь оптимистичен. Американский концерн заявил, что вчера утром получил новое, улучшенное предложение консорциума Magna-Сбербанк и «в течение ближайших дней GM будет рассматривать эти документы». «Они также будут рассмотрены специальной комиссией по автомобильной промышленности, так как GM запросила у нее информацию о государственных гарантиях, которые будут предоставлены правительством Германии и другими европейскими правительствами», -- говорится в сообщении GM. Только после получения этой информации совет директоров GM обсудит варианты предложений по Opel. Когда это состоится, не уточняется. Настораживает и то, что GM не закрывает двери перед другим претендентом на Opel -- бельгийской инвесткомпанией RHJ International SA. Улучшенное предложение RHJ ожидается на этой неделе, сообщила Bloomberg представитель GM Карин Киршнер.

Впрочем, еще неделю назад шансы российско-канадского консорциума получить Opel, казалось, были совсем ничтожны -- даже несмотря на полную политическую поддержку Берлина. Вице-президент GM Джон Смит в своем блоге тогда заявил об отсутствии прогресса в согласовании с консорциумом, возглавляемым Magna, вопросов, касающихся интеллектуальной собственности GM, а также контроля российского подразделения. При этом он отметил, что предложение RHJ имеет более простую структуру и к нему GM имеет «очень мало серьезных вопросов».

Российская сторона и не скрывала, что намерена воспользоваться технологиями Opel для модернизации отечественного автопрома. «После того как эта конфигурация (приобретение Opel. -- Ред.) будет завершена, я думаю, мы будем готовы российскому стратегическому инвестору этот пакет на тех или иных условиях передать», -- заявлял глава Сбербанка Герман Греф. Таким инвестором может стать группа ГАЗ. Обсуждалась также возможность получения прав на бренд Chevrolet в России.

Теперь же, по словам г-на Вольфа, все вопросы об интеллектуальной собственности сняты. Кроме того, достигнуты договоренности по дистрибуции Chevrolet. Но и бельгийская RHJ, похоже, сдаваться не намерена. В начале этой недели глава RHJ Леонард Фишер заявил Financial Times, что компания намерена улучшить свое предложение, снизив объем запрашиваемых госгарантий до 3,6 млрд евро с прежних 3,8 млрд евро, тогда как консорциум Magna-Сбербанк запрашивает госгарантии на 4,5 млрд евро. В то же время, по данным источников The Wall Street Journal, в стремлении одержать победу над Magna бельгийская компания может повысить и цену, предлагаемую за пакет акций Opel (сейчас она готова заплатить 275 млн евро, тогда как Magna со Сбербанком -- 500 млн евро).

Если российско-канадскому консорциуму все-таки удастся убедить GM поставить подпись под соглашением о сделке (предварительное соглашение о покупке акций Opel Сбербанк и Magna заключили с GM еще в конце мая), партнеры будут в равных долях контролировать 55% Opel, GM сохранит 35% акций, остальные 10% акций Opel перейдут по новому трудовому соглашению к сотрудникам немецкого автопроизводителя. Как ранее говорил глава Сбербанка Герман Греф, сделка должна помочь российскому автопрому внедрить самые современные технологии, а Opel -- сохранить рабочие места.

В понедельник GM со ссылкой на своего президента и управляющего директора в РФ и СНГ Криса Габби сообщил, что рассматривает предложения по покупке мажоритарного пакета акций германского концерна Opel «без национальных предубеждений». «Некоторые публикации в российских СМИ предполагают, что GM не желает осуществить продажу Opel альянсу Magna-Сбербанк из-за присутствия в сделке инвестора из России. Хочу заявить, что это не так», -- сказал он тогда. По словам г-на Габби, в вопросе выбора покупателя GM учитывает свою роль в российском автопроме. В частности, он указал на то, что по объему продаж General Motors является в нашей стране ведущей иностранной автокомпанией и крупным производителем, а со Сбербанком сотрудничает в области розничного кредитования. «Вне зависимости от результатов сделки российский рынок будет оставаться для GM одним из ключевых в глобальном масштабе», -- отметил топ-менеджер.

Пока на стороне российско-канадского консорциума выступает правительство Германии, о чем неоднократно заявляла канцлер Ангела Меркель. А так как 27 сентября в Германии пройдут всеобщие выборы, Берлин хочет завершить процесс продажи Opel, не дожидаясь их итогов. И, как считают на рынке, со своей стороны оказывает давление на GM в пользу Magna, которая обещает сохранить больше рабочих мест на предприятиях Opel, чем бельгийская RHJ. Не исключено, что Берлин предпримет усилия и по политической линии, задействовав в решении вопроса руководство США.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром