Время новостей
     N°146, 14 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2009
Доехали до банкротства
"Иж-Авто" подал заявление о несостоятельности в арбитражный суд Удмуртской области
Ижевский автомобильный завод («Иж-Авто»), который простаивает уже с мая, так и не смог реструктурировать долги перед банками и подал заявление о собственном банкротстве в арбитражный суд Удмуртской области. Арбитраж зарегистрировал это заявление 6 августа, говорится на сайте суда. Как сообщил «Времени новостей» источник, близкий к «Иж-Авто», соответствующая мера направлена не на закрытие завода, а на оздоровление и возрождение его производства. Впрочем, кто будет его возрождать, пока неясно. Еще в начале июня «Иж-Авто» уведомил службу занятости Удмуртии о сокращении 2,41 тыс. сотрудников в августе-сентябре этого года, что составляет 45% списочного состава предприятия.

«Иж-Авто» -- один из ведущих автомобильных производителей России. Проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год. С августа 2005 года «Иж-Авто» осуществляет промышленную сборку Kia Spectra по лицензии KIA Motors Corporation, с декабря 2006 года выпускает автомобили Kia Rio JB, с марта 2007 года -- внедорожники Kia Sorento. «Иж-Авто» также производил автомобили ВАЗ-21043 и Иж-27175 (фургон). Выручка в 2008 году составила 20,9 млрд руб., чистый убыток -- 908,1 млн руб. Объем производства по итогам прошлого года -- 59,32 тыс. машин. Ранее контрольный пакет акций компании принадлежал группе СОК, но вчера ее представитель заверил «Время новостей», что группа больше не имеет отношения к заводу, а всей оперативной деятельностью занимается менеджмент предприятия. Контрольный пакет акций завода находится в залоге у Сбербанка. Ему завод должен 7,74 млрд руб., долг перед «Уралсибом» -- 829 млн руб., перед «Ак барсом» -- 1,87 млн руб. (у него в залоге чуть более 20% акций завода), перед банком «Зенит» -- 175 млн руб. (в залоге 3,5% акций).

Отсутствие денежных средств и невозможность реструктурировать долги перед банками фактически и привели к остановке предприятия, говорит один из участников рынка, знакомый с ситуацией. Немалую роль сыграл и отказ «АвтоВАЗа» от приобретения предприятия. Впервые «АвтоВАЗ» заявил, что определился с покупкой Ижевского автозавода в конце августа прошлого года. Тогда речь шла о покупке 100% завода, и ожидалось, что сделка будет закрыта в октябре 2008 года. Но помешал кризис. «АвтоВАЗ», как и все автопроизводители, оказался в сложном финансовом положении и отказался от сделки. В «Ростехнологиях» (контролирует блокпакет «АвтоВАЗа») вчера сказали «Времени новостей», что пока планы корпорации в отношении «Иж-Авто» не поменялись.

Плачевное положение Ижевского автозавода стало предметом проверки Счетной палаты, прошедшей с 8 июня по 17 июля 2009 года (копия акта проверки есть у «Времени новостей»). Проверка проводилась на предмет выявления признаков фиктивного банкротства со стороны принадлежащей бизнесмену Юрию Качмазову группы СОК и эффективности использования таможенных льгот в режиме промсборки. Но по итогам проверки подобных нарушений выявлено не было, и в акте говорится, что предприятие «отвечает основным признакам банкрота, а взыскание кредиторской задолженности при существенной просрочке платежей может быть реализовано через механизм банкротства». Дело в том, что на момент проверки просрочка погашения долгов составляла более трех месяцев, что по закону о банкротстве может быть основанием для заявления о банкротстве. На 1 апреля сумма просроченного долга составила 3,2 млрд руб. (22% от общей суммы кредиторской задолженности в 14,5 млрд руб.). Банкам «Иж-Авто» просрочил выплату 836,4 млн руб., держателям облигаций -- 1,94 млрд руб., поставщикам и подрядчикам -- 506,2 млн руб., в том числе 176,6 млн руб. «АвтоВАЗу».

Впрочем, пока партнеры завода, в числе которых корейская Kia, надеются, что завод продолжит свою работу. «Мы надеемся, что производство на «Иж-Авто» будет сохранено, а государство в лице Сбербанка и руководство завода предпримут все возможное для восстановления деятельности предприятия», -- сказал «Времени новостей» руководитель отдела общественных связей Kia Motors Rus Андрей Матвеев. Представитель Сбербанка вчера был недоступен для комментариев. По мнению же источника, близкого к «Иж-Авто», такая позиция не случайна, ведь для Kia площадка «Иж-Авто» единственная в России, где автопроизводитель может собирать свои машины. «Импорт автомобилей из Кореи сегодня дело дорогое, и сейчас выгодно собирать машины в России», -- сказал собеседник газеты. По его словам, в конце лета компании должны подписать новое соглашение о сотрудничестве: «Если раньше «Иж-Авто» закупал машкомплекты в Корее и брал под это кредиты в банках, то сейчас будет внедряться давальческая схема, по которой завод будет получать машкомплекты без уплаты денежных средств, осуществлять сборку и передавать готовый продукт Kia, за что автокомпания будет выплачивать «Иж-Авто» дельту (сумму за понесенных им издержек и согласованный процент доходностью. -- Ред.). Это позволит заводу расплатиться со всеми кредиторами».

Кстати, подобную схему как один из возможных вариантов антикризисной программы предложила заводу по итогам своей проверки и Счетная палата. Альтернативными вариантами, с точки зрения аудиторов, были реструктуризация долга с мораторием на выплаты на год либо передача за 30 тыс. руб. Сбербанку как основному кредитору трех дочерних предприятий «Иж-Авто», которым с весны этого года принадлежат 75% акций автозавода.

Как вчера заверил «Время новостей» представитель Kia Motors Rus г-н Матвеев, «компания не рассматривает никакого альтернативного партнера по сборки своих автомобилей в России» и надеется на продолжение сотрудничества с «Иж-Авто».

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром