Время новостей
     N°145, 13 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.08.2009
Локоть друга на южных рубежах
Владимир Путин навестил в Абхазии старых и новых союзников
Через месяц после визита президента Дмитрия Медведева в Южную Осетию премьер-министр Владимир Путин посетил вчера Абхазию. Он пообещал помочь Абхазии создать полноценную национальную экономику и применить военную силу против ее врагов, если те попытаются начать войну.

Россия по-прежнему является единственной страной, которая признает независимость Абхазии и Южной Осетии с 26 августа прошлого года. Остальное мировое сообщество считает, что де-юре и Абхазия, и Южная Осетия остаются частью Грузии, несмотря ни на категорический отказ жителей этих республик признавать грузинское верховенство в течение последних 18 лет, ни на военные действия, которые происходили там с 8 по 12 августа прошлого года. То, что потом назвали «пятидневной войной», Россия считает своим ответом на грузинскую агрессию против Южной Осетии и Абхазии, а Грузия -- российской агрессией и оккупацией части ее территории.

Тем не менее было бы странно, если бы Россия спустя год после того, как она решила поддержать непризнанные республики военной силой, сомневалась бы в верности своего решения и в полноценности статуса своих новоприобретенных союзников у южной границы. Именно об этом много говорил вчера российский премьер, возлагая цветы к памятнику жертвам грузино-абхазского конфликта в Сухуми, встречаясь с политиками и общественностью.

Накануне визита абхазские журналисты узнали на встрече с российским премьером, что Владимир Путин не был в Абхазии со студенческих времен. Тогда он побывал здесь сначала в составе стройотряда, а затем в студенческом лагере. «Поэтому мне, конечно, интересно посмотреть, как Абхазия изменилась», -- сказал глава российского правительства.

Вероятно, если сравнивать нынешнюю Абхазию с довоенными, советскими временами, может создаться не слишком утешительное впечатление. По грузинским данным, под конец боевых действий в 1993 году из республики вынуждено было уйти около 300 тыс. грузин, и вернулась лишь примерно пятая часть, которая теперь живет главным образом в приграничном с Грузией Галльском районе. Депопуляция и глубокий экономический упадок, вызванный войной 1992--1993 годов с ее жертвами и разрушениями, а также последующей экономической блокадой, из которой Россия официально вышла лишь в прошлом году, не лучшим образом отразились на облике республики. Однако даже прошлогодняя война не испугала туристов, которые стремятся сюда из России: Абхазия на глазах преодолевает последствия разрухи и очень стремится вернуть себе репутацию райского субтропического уголка вдоль двухсоткилометровой линии пляжа.

Владимир Путин, бывавший в Южной Осетии до прошлогодней войны, наверняка не мог не заметить разительных различий между регионом с очевидными возможностями самостоятельного развития и регионом, который в ближайшие годы обречен быть дотационным. Возможно, именно это очевидное сравнение заставило премьера произнести: «Урожай невозможен, если зерно попадет в плохую почву».

Возложив цветы к памятнику войне 1992--1993 годов, премьер-министр РФ встретился с президентом Абхазии Сергеем Багапшем и членами правительства. Это не первая встреча Путина и Багапша -- месяц назад они виделись в Сочи, но на абхазской земле Владимир Путин в официальном качестве оказался впервые. Багапш сказал Путину, что очень волнуется. Это вполне естественно: пять лет назад, когда нынешний президент Абхазии вступил в борьбу за президентское кресло со своим конкурентом Раулем Хаджимба, Россия восприняла Сергея Багапша как противника и так сильно сопротивлялась его победе, что даже закрыла границу в разгар сезона экспорта абхазских мандаринов. Но сегодня российский премьер смог убедиться в том, что отнюдь не все, кого отечественные политтехнологи объявляют врагами, являются таковыми на самом деле. Хотя местная оппозиция и упрекает Багапша в отсутствии реальных экономических успехов, большая часть того, что делает сегодня республику пригодной для туризма, создано именно за годы его президентства.

Премьер России развил мысль о зернах и урожае: по его словам, несмотря на экономический кризис, объемы помощи, которую Россия собирается оказать Абхазии, не будут пересматриваться. Премьер сообщил, что уже в этом году Абхазия получила 2,5 млрд руб., а в будущие годы получит еще 16 млрд. В сумме это больше половины предполагаемого пакета помощи Южной Осетии, которая должна в общей сложности получить 25 млрд руб. Правда, абхазские 16 млрд должны быть направлены на укрепление государственной границы Абхазии, которую с весны этого года по двустороннему соглашению охраняют российские пограничники.

На встрече с абхазским советом старейшин российский премьер напомнил, что не сомневается: «Россия будет постоянно чувствовать локоть друга на своих южных рубежах».

Владимир Путин пообещал, что Россия при необходимости окажет Абхазии военную помощь и что возврат к прежней (до прошлогодней войны с Грузией) ситуации исключен. Он считает, что международные наблюдатели смогут появиться в этой республике только после того, как она получит признание со стороны соответствующих международных организаций. То есть в обозримом будущем они явно не появятся.

Г-н Путин также напомнил, что Москва платит пенсии абхазским пенсионерам с 2003 года, то есть с момента, когда в Абхазии была проведена почти 100-процентная раздача российских паспортов. К слову, о том, что эти паспорта заграничные, а не внутренние и как раз сейчас у многих из них вышел срок, вчера, судя по всему, не упоминалось.

Экономически Россия заинтересована в абхазских инертных материалах и нефти, которая уже давно обнаружена на местном шельфе. Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, который приехал в Абхазию вместе с премьером, заявил, что надеется получить от абхазского правительства лицензию на ведение шельфовых работ, а также регистрацию для предприятия, которое будет развивать сеть автозаправок.

12 декабря 2009 года в Абхазии должны пройти новые президентские выборы. Пока почти нет оснований сомневаться в том, что их выиграет действующий президент -- сегодня Кремль едва ли будет снова позиционировать Сергея Багапша как врага и грузинского агента. Судя по всему, президент Абхазии сохраняет и весьма высокий уровень поддержки населения. Но его наиболее сильным конкурентом, как и в прошлый раз, станет Рауль Хаджимба, который несколько месяцев назад официально покинул пост вице-президента и тем самым сломал достигнутый пять лет назад компромисс. Произошла смена ролей -- тогда лидером оппозиции был Сергей Багапш, теперь -- Рауль Хаджимба.

Г-н Хаджимба, которого во время прошлой избирательной кампании Россия рассматривала как главного выразителя своих интересов, сейчас резко критикует некоторые шаги президента, в том числе в связи с нефтяными проектами и развитием баз российских пограничников. «Пограничные и другие соглашения с Россией нам нужны, -- говорит Рауль Хаджимба. -- Никто не говорит, что мы против этого. Но Абхазия должна быть интересна России, когда у нее есть свои собственные позиции, а не просто как территория, на которой что-то можно делать. Мы не против того, чтобы Россия была здесь, но мы хотим, чтобы Россия была здесь и знала бы, с кем она имеет и выстраивает отношения. Смешно, когда президент подписывает соглашение, согласно которому он не имеет права на своей территории увидеть, чем занимаются российские пограничники в процессе несения службы на нашей территории, и не может войти на территорию пограничной заставы».

Бывший вице-президент Абхазии напоминает также, что в 2006 году руководство ЛУКОЙЛа, по его словам, отказалось от абхазского шельфа, поскольку «эта нефть не стоит затрат на ее добычу». «Но если сегодня мы занимаемся этим, эти шаги должны быть прозрачными. Мы должны знать, что мы будем от этого иметь. Те же вопросы относительно бензозаправочных станций. Для чего они нам нужны? Для того, чтобы удушить наш средний бизнес в этом секторе?»

Владимир Путин, впрочем, встречался вчера в Сухуми и с оппозицией. Возможно, он сумел ответить на часть вопросов ее лидеров и морально поддержать старых союзников. А может быть, просто учел опыт прошлых выборов и решил не складывать все яйца в одну корзину.

Вчера же вечером Владимир Путин вернулся в Сочи, где встретился с президентом Дмитрием Медведевым и рассказал ему об итогах своего абхазского визита.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии