|
|
N°146, 14 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Среди чужих
«Район №9» на экранах столицы
Дебют имеет особую энергию -- об этом говорят все продюсеры, работающие с начинающими, кстати, из-за этой энергии во многом и работающие. И лишь второй фильм покажет, имеет ли режиссер настоящий потенциал. Знаменитый автор «Властелина колец» и «Кинг-Конга» Питер Джексон продемонстрировал, что и как продюсер он умеет найти интересное решение, поскольку у его протеже, режиссера-дебютанта Нила Бломкампа помимо энергии очевидно, есть еще много других достоинств, и второй фильм, как и третий, надо думать, не разочарует.
Впрочем, очевидно, что немалая роль тут принадлежит -- извините за невольный каламбур -- исполнителю главной роли Шарлто Коупли, который сейчас тоже снимает свой дебютный фильм. Превращение его героя Викуса из человека в мутанта идет параллельно с превращением законопослушного, но ограниченного обывателя в человека разумного, думающего и страдающего, составляет главное содержание фильма и происходит очень убедительно.
Но самое главное достоинство картины в том, что ее фантастический сюжет от начала до конца построен на абсолютно реальных и точных подробностях, погружен в современный мир и оттого так убедителен.
А сюжет в нем такой -- за двадцать лет до описываемых событий над городом Йоханнесбургом завис космический объект. Как удалось выяснить землянам, гигантский корабль потерял управление, а около миллиона находящихся на нем еле живых существ разумными можно назвать только с большой натяжкой -- было решено, что они являются чем-то вроде рабочих пчел, а те, кто ими управлял, погибли. Принято гуманное решение высадить обитателей корабля на землю, поместить в иммиграционный лагерь и ждать, когда их тайна будет разгадана. Но прошло время, ничего существенного узнать не удалось, а пришельцы расплодились в трущобах, пристрастились к кошачьему корму, выучились менять оружие на продовольствие и копаться в помойках. И тогда власти решили перенести лагерь подальше от города. Руководить этим переселением поручено некоему Викусу, и это сложно, потому что он должен лавировать между необходимостью соблюдать протокольные нормы, не мешать военным и скрывать свое отвращение к подопечным. И надо же случиться такому -- в кровь этого чинуши с куриными мозгами попадает странная субстанция, и его организм начинает меняться.
Задумав историю про высадку инопланетян в Йоханнесбурге, автор фильма попал в десятку -- во-первых, материал этот нов и довольно экзотичен, с одной стороны, актуален и узнаваем -- с другой. Во-вторых, осваивая знакомый с детства город для его довольно необычной интерпретации, уроженец ЮАР должен был найти необычный ракурс, и он его нашел. И наконец, укорененность в этом мире не позволила ему допустить обычной клюквы, до которой так охочи компьютерные гении, изобретающие чужие миры, компилируя их из обрезков когда-то виденных фильмов и игр. Думаю, что документальные пробы, а режиссер свою первую короткометражку «Выжить в Йобурге» снимал как репортаж из реального района Йоханнесбурга, тоже сыграли свою роль.
В результате получилось зрелище яркое, выразительное и необычное. Лагерь инопланетян --это почти точная копия трущоб, с той разницей, что в помойках копаются странные молюскоподобные существа, ведущие себя, впрочем, вполне узнаваемо.
Эффект от того, что об опасности, исходящей от пришельцев, и о нежелании жить с ними рядом говорят черные обитатели реально неблагополучных районов, придает событиям дополнительный объем. Инопланетяне, с их отталкивающими повадками, подвергаются сегрегации с полным вроде бы основанием (люди не понимают их логики, не разделяют их вкусов, и не способны поставить себя на их место), что не мешает зрителям, повинуясь желанию режиссера, постепенно проникнуться к этим действительно малоприятным существам симпатией и сочувствием. Что в итоге дает ненавязчивый урок политкорректности, раз уж эти невозможные создания могут быть нами поняты...
Для кинематографа важнее всего правильно найти образ -- и героя, и антагониста, и места действия. Первым ощущением от облика инопланетян было разочарование -- в них слишком многое напоминало игрушки-трансформеры. Однако постепенно режиссеру удалось с ними справиться, и (привет от «Е.Т.» Спилсберга) -- в облике двух особо продвинутых инопланетных беженцев появилось что-то симпатичное. Особенно в маленьком -- мелкие зверушки и детеныши неизменная слабость человеческой расы.
Борьба с ксенофобией -- очень важная и благородная задача. Но фильм идет дальше -- превращение Викуса в инопланетное чудовище у меня лично вызвало явные ассоциация со знаменитой новеллой Кафки. С одним отличием -- если Грегор Замза, превращаясь в монстра, расчеловечивается и теряет право на наше сочувствие, то с Викусом происходит обратное -- он становится человеком именно тогда, когда вынуждено, под давлением обстоятельств должен сочетать в себе две правды и стоять на двух позициях. Из чистого эгоизма он берется помогать инопланетянам, более того, он ими манипулирует, но, только осознав себя не принадлежащим больше к лагерю людей и еще не включившись в инопланетные разборки, он вдруг становится на сторону высшей правды и справедливости, гуманизма как такового, не разбирающего, в чем тактические нужды и где «свои» и «чужие».
Вот в этой очень наглядно стертой границе между политическими, сиюминутными, клановыми, расовыми, этническими, социальными и прочими временными разделениями и состоит настоящий -- гуманистический -- смысл этого фильма.
В нем не отменена высшая истина: кто бы ты ни был, в тот момент, когда ты спасаешь другого, слабого и беззащитного, ты становишься человеком. Даже если тебя уже покрывает хитиновый панцирь.
Алена СОЛНЦЕВА