|
|
N°146, 14 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чистота эксперимента
Чечня и Ингушетия станут избирательной лабораторией
11 октября 2009 года, в ближайший единый день голосования, пройдут выборы в органы местного самоуправления в Чечне и Ингушетии. Эти северокавказские республики станут последними субъектами федерации, которые сформируют органы муниципальной власти. О готовности системы избирательных комиссий к этим выборам и об их специфике корреспонденту "Времени новостей" Наталье РОЖКОВОЙ рассказал куратор региона, член Центральной избирательной комиссии России Сиябшах ШАПИЕВ.
-- Сиябшах Магомедович, каков объем предстоящей работы по подготовке и проведению выборов?
-- Судите сами, в Чеченской Республике предстоит избрать 2565 депутатов муниципальных советов, в том числе 89 депутатов городских советов, 2204 депутата советов сельских поселений, 272 депутата советов 15 муниципальных районов; 236 глав сельских и городских поселений, в том числе 15 глав муниципальных районов, четырех глав городских поселений в городах Урус-Мартан, Шали, городских округах города Грозного и города Аргун, 217 глав сельских поселений. В Республике Ингушетия предстоит проведение выборов депутатов представительных органов 45 вновь образованных муниципальных образований (а всего в республике 46 муниципальных образований: четыре муниципальных района, четыре городских округа и 38 сельских поселений). Предстоит избрать 147 депутатов представительных органов власти и городских округов и 401 депутата представительных органов сельских поселений. Общее число депутатских мандатов, подлежащих распределению, составляет 548 -- от семи до 25 мандатов в соответствующем муниципальном образовании.
-- Как вы можете оценить работу системы избирательных комиссий по подготовке к проведению выборов?
-- Я недавно посещал эти две республики для ознакомления с работой по подготовке к предстоящим выборам и хочу отметить, что избирательные комиссии Чеченской Республики и Республики Ингушетия демонстрируют работу на достаточно высоком организационном уровне. В этом я убедился, изучая предвыборные документы, беседуя с членами избирательных комиссий различного уровня. Все, что в настоящий момент делается избирательными комиссиями, соответствует требованиям избирательного законодательства. Об этом свидетельствует и то, что каких-либо заявлений или жалоб на действия или бездействие избирательных комиссий нет. В свою очередь со стороны ЦИК России идет постоянная поддержка республиканских избирательных комиссий. Мы работаем в напряженном ежедневном режиме.
-- В чем, по-вашему, будут заключаться особенности местного самоуправления в северокавказских республиках, их отличие от других регионов России?
-- Я полагаю, что в основном особенности местного самоуправления в республиках Северного Кавказа будут в первую очередь обусловлены этническими и демографическими особенностями данных республик. Я считаю, что местное самоуправление в этих республиках будет обладать значительным удельным весом и авторитетом в системе власти в целом, в силу традиций общинно-родового регулирования, глубоко уходящего своими корнями в историю этносов, населяющих Северный Кавказ. Для демографической картины в северокавказских республиках характерны менее активные миграционные процессы, привязанность жителей к своим родовым селам, городам. Вы можете мне возразить, приведя в пример ситуацию с миграцией населения в Чеченской Республике, куда возвращаются ее жители по мере восстановления экономики и улучшения условий жизни. Но это только подтверждает мой довод о привязанности населения к своим родовым местам. Так вот, такое перманентное заселение жителями этих республик, их постоянство не в численном, а в этническом и географическом значении делает местное самоуправление значимым фактором в жизни людей. Здесь я также упомянул бы частые традиционные сходы граждан в мечетях и в других общественных местах, где обсуждаются вопросы местного значения, что, по моему мнению, может послужить для местного самоуправления барометром настроений в обществе.
-- Несмотря на схожесть регионов, в Чечне выборы будут проводиться по мажоритарной избирательной системе (одномандатные округа), а в Ингушетии должна использоваться пропорциональная система (партийные списки). Можно ли сказать, почему эти республики разошлись в вопросе выбора избирательной системы при проведении выборов в органы местного самоуправления?
-- Действительно сложилась очень интересная ситуация: на примере Чечни и Ингушетии нам представляется уникальный исторический шанс апробировать две избирательные системы при проведении муниципальных выборов в схожих по этническим, географическим, политическим и историческим признакам субъектах федерации. Если бы мы сравнили использование различных избирательных систем, скажем, в Чеченской Республике и Волгоградской области, в Ингушетии и Ростовской области, это мало что дало бы нам для сравнительного анализа, поскольку кавказские республики отличаются своими этническими, культурными, историческими особенностями и множеством других характеристик. А здесь мы имеем нечто похожее на избирательную лабораторию в естественных условиях.
-- Итоги эксперимента, наверное, логично будет подводить после его завершения, и тем не менее какие особенности мажоритарной и пропорциональной системы тут могут проявиться?
-- Мажоритарная избирательная система максимально уравнивает шансы на победу выдвиженцев от политической партии и независимых кандидатов на выборах. С этой точки зрения она сообразуется с принципом местного самоуправления как власти, независимой от государства в пределах своих полномочий. Однако есть неоспоримые преимущества и в использовании пропорциональной избирательной системы: "ожесточение" предвыборной борьбы переводится в плоскость межпартийной конкуренции, схватки идей и программ. Это может если не свести на нет, то хотя бы в значительной мере ослабить клановую, межэтническую напряженность в ходе выборов, что достаточно актуально в условиях республик Северного Кавказа. Кстати, в Республике Дагестан, которую населяют более 30 этнических групп, муниципальные выборы проводились именно по пропорциональной избирательной системе.
-- Может быть, тогда везде проводить выборы по пропорциональной системе?
-- Напомню, что по 131-му федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" выбор той или иной избирательной системы устанавливает закон субъекта, принимаемый его законодательным собранием. Если выборы в органы местного самоуправления проводятся впервые, как в Чечне и Ингушетии, то используемая избирательная система определятся законодательными собраниями регионов. А по завершении выборов она будет определена уставом муниципального образования, в котором проводятся муниципальные выборы. Я уверен, что при принятии уставов вновь избранные органы местного самоуправления учтут опыт применения и той, и другой избирательной системы в процессе муниципальных выборов в этих республиках.
|