|
|
N°145, 13 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ремонт остановился
Комиссии Анатолия Дьякова будет чем заняться
Комиссия по энергоремонту под руководством бывшего главы РАО «ЕЭС» Анатолия Дьякова, создать которую на прошлой неделе распорядился министр энергетики Сергей Шматко, пока еще проходит период организационного становления. Как сказали «Времени новостей» в Минэнерго, в данный момент определяется кадровый состав комиссии. Между тем ситуация в отрасли такова, что работы этой комиссии, возможно, прибавляется каждый день -- реальный объем проблем, к сожалению, выяснится только опытным путем.
Сегодня большинство отечественных генерирующих компаний предпочитает привлекать для ремонтных работ предприятия на аутсорсинге. Однако последние на фоне кризиса испытывают серьезные трудности. Более того, некоторые эксперты полагают, что, стремясь получить большую прибыль, ремонтники могут производить закупку оборудования, качество которого вызывает серьезные сомнения. Специалисты отмечают, что одним из направлений деятельности создаваемой комиссии вполне мог бы стать контроль качества устанавливаемого на российских энергообъектах оборудования.
Как говорят в генерирующих компаниях, для небольших текущих ремонтных работ в основном используются собственные службы, однако для проведения крупных ремонтов, замены оборудования и модернизации станций они предпочитают привлекать внешних партнеров. «Хотя у большинства генераторов есть собственные ремонтные подразделения, проведение тендеров дает возможность существенно сократить издержки на проведение ремонтов», -- говорит аналитик «Тройки Диалога» Александр Котиков. «Нам выгодно привлекать ремонтников на конкурсной основе. Это позволяет сэкономить», -- рассказали в ОГК-2. С коллегами согласились и в «Мосэнерго». Там даже отметили, что их собственные ремонтные подразделения были выделены в рамках оптимизации структуры активов в отдельную компанию, которая получает подряды на различные работы также на конкурсной основе.
В то же время энергоремонтный бизнес сегодня явно не процветает. «Сейчас наблюдается сокращение финансирования на энергоремонты. При этом падает объем выручки инжиниринговых компаний», -- сообщил «Времени новостей» генеральный директор «Группы Е4» Петр Безукладников. Даже в одной из самых успешных на рынке компаний «Мостеплосетьэнергоремонт» (дочка «Мосэнерго») отмечают, что серьезного улучшения положения пока не предвидится. «Основные заказчики, такие как МТК, МОЭК, «Мосэнерго», существенно сократили свои инвестпрограммы, что отразилось и на объемах заказов. Кроме того, из-за кредитной политики банков ощущается и дефицит оборотных средств», -- сообщили в компании.
«По крайней мере по первому кварталу картина просто ужасная. У большинства компаний, за исключением разве что московских ремонтников, выручка просто нулевая, а у многих даже серьезные убытки. В основном это связано с падением количества заказов на фоне сокращения спроса на электроэнергию», -- сказал «Времени новостей» руководитель отдела акций «ИФД КапиталЪ» Константин Гуляев. Кроме того, по его словам, деятельность основной массы ремонтных компаний, выделенных в рамках реформы энергетики из АО-энерго и приватизированных либо их собственным менеджментом, либо малоизвестными структурами, является крайне непрозрачной.
Действительно, подводя итоги тендеров, в РАО «ЕЭС», как правило, не знали реального покупателя -- названия фирм-победителей или имена физических лиц мало что говорили. Бывали случаи, когда в компании даже пытались пойти навстречу просьбе победителя не разглашать его имя, но, подумав, все же отказывались от таких мыслей.
Невысокая прозрачность, помноженная на стремление ремонтных компаний максимально сократить расходы, ранее уже приводила к печальным последствиям. Так, например, в мае прошлого года Федеральная таможенная служба перекрыла канал контрабандных поставок электротехнического оборудования для знаменитой московской станции «Чагино», которой управляет ФСК ЕЭС. Стоит пояснить, что значительная часть контрафакта официально производится на предприятиях, однако выбраковывается уже на уровне заводского контроля. Как считает президент центра инновационных технологий «Инвектор» Эльгиз Качаев, контроль над качеством оборудования, которое устанавливают ремонтные компании, мог бы стать одним из направлений деятельности комиссии, которую возглавил Анатолий Дьяков. В то же время эксперт оговорился, что технически эта новая задача для комиссии крайне труднореализуема. «Комиссия должна будет иметь пятитысячный отряд своих представителей на всех станциях. Думаю, что не стоит так плодить чиновников. Для проведения технической экспертизы поставляемого оборудования необходимо привлекать специализирующиеся на этом консалтинговые агентства», -- предложил эксперт. Стоит, правда, оговориться, что если решение об участии в деятельности комиссии сторонних экспертов все же будет принято, то последним придется работать параллельно с «Ростехнадзором», который планово уже проводит такие проверки.
В самих компаниях к возможному возникновению нового надзорного органа отнеслись весьма негативно. Так, например, в «Мостеплосетьэнергоремонте» в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» посетовали, что в кризисных условиях дополнительный контроль ситуацию никак не улучшит. «Мы и так шагу не можем ступить без согласований с целым рядом городских организаций. Теперь же прибавится еще одно ведомство, где нужно будет все согласовывать», -- говорят в МТЭР. В то же время глава «Группы Е4» Петр Безукладников полагает, что работа новой комиссии, напротив, будет иметь благотворный эффект. «Она будет в первую очередь контролировать выполнение энергокомпаниями ремонтных работ, которые не должны за счет отказа от энергоремонтов сохранять свое финансовое благополучие. Можно привести много примеров из жизни РАО «ЕЭС», когда недофинансирование ремонтных работ приводило к тому, что при растущем спросе на электроэнергию включаемое в сеть оборудование не могло нести длительные нагрузки», -- отметил г-н Безукладников.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ