Исполняющий обязанности председателя правления «Нафтогаза Украины» Игорь Диденко в минувшие выходные приезжал в Москву для переговоров с «Газпромом». В частности, он должен был обсудить с российским концерном объем поставок газа в 2010 году. Согласно долгосрочному договору между компаниями, который был подписан в январе, «Нафтогаз» законтрактовал на следующий год 52 млрд кубометров газа, а по правилу «бери или плати» обязан выбрать не менее 80% (41,6 млрд кубометров). Источник в правительстве Украины рассказал вчера Интерфаксу, что «Нафтогаз» своевременно инициировал вопрос о пересмотре объема (по контракту он должен был это сделать не позднее 30 июня) и намерен снизить закупки до 33--35 млрд кубометров. Это означает, что импорт российского газа в соседнюю страну может упасть до 26--28 млрд кубометров.
Собеседник «Времени новостей» в «Газпроме» заметил, что официальное уведомление, предусмотренное контрактной процедурой, в срок не поступало. И напомнил, что после собрания акционеров в июне глава газового монополиста Алексей Миллер заявил: «Хочу еще раз повторить -- контракты подписаны и никакому пересмотру не подлежат. Контракты действуют до 2019 года». В обеих компаниях вчера от комментариев отказались.
Официального прогноза потребления на следующий год и, соответственно, ориентировочного объема импорта газа на Украине нет. По информации «Времени новостей», цифра, озвученная правительственным источником, родилась из понимания, что экономическая ситуация в экономике страны не будет лучше, чем в текущем году. В течение 2009 года «Нафтогаз» обязался купить до 40 млрд кубометров, а уровень «бери или плати» -- 32 млрд кубометров. Тем не менее еще весной украинская компания попыталась снизить контрактный объем до 33 млрд кубометров, но не встретила понимания со стороны «Газпрома». За январь--июнь «Нафтогаз» взял только 8,5 млрд кубометров, хотя контракт предусматривал поставки 5 млрд кубометров в первом квартале и 10,5 млрд -- во втором. Объем штрафа к покупателю в соответствии с контрактом мог бы составить за первое полугодие примерно 2,6 млрд долларов.
Правда, российский премьер-министр Владимир Путин лично обещал Киеву, что Москва не будет штрафовать за недобор газа. Он, разумеется, не обусловливал такое намерение тем, что украинские власти должны "хорошо себя вести», но это, конечно, подразумевалось. Отношения двух стран сейчас сильно обострены,
президент Дмитрий Медведев решил не направлять на Украину посла, обвинив Киев в недружественной политике, и это может означать, что устные договоренности могут быть дезавуированы, а финансовые требования -- предъявлены. Помощник президента России Сергей Приходько вчера заявил, что «на газовые контракты (заявление главы государства.
-- Ред.) не окажет влияния, во всяком случае, с российской стороны». Но это не исключает действий в полном соответствии с подписанным договором.
В этом контексте понятно нежелание российской стороны идти навстречу «Нафтогазу» по объему на следующий год, хотя в кризис никто не ждет от Украины закупки 52 млрд кубометров или выплаты штрафов. Но и отказываться от дополнительного инструмента воздействия на важного, но ненадежного соседа Москва, очевидно, не собирается.