|
|
N°143, 11 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сбросить бремя
Долги вынуждают РУСАЛ к проведению IPO
Алюминиевая компания РУСАЛ намерена погасить основную часть задолженности перед всеми кредиторами в размере 7,4 млрд долл. за счет проведения первичного размещения акций, а также операционных финансовых потоков. «В качестве источника погашения основной части задолженности мы рассматриваем IPO, от идеи осуществления которого мы не отказались. Более того, мы считаем, что в течение ближайших двух лет это абсолютно реально -- рынки будут восстанавливаться», -- цитирует Интерфакс директора компании по рынкам капитала Олега Мухамедшина. Эксперты говорят, что при сохранении текущих цен на алюминий РУСАЛу такие сроки будут под силу.
В настоящее время общий долг РУСАЛа составляет 16,8 млрд долл. Он включает в себя задолженность перед западными кредиторами в размере 7,4 млрд долл., долг перед российскими банками -- 2,1 млрд долл., перед группой «Онэксим» Михаила Прохорова -- 2,8 млрд долл. (по нему уже достигнута договоренность о реструктуризации), а также долг перед Внешэкономбанком в размере 4,5 млрд долл. Основные российские кредиторы алюминиевого гиганта -- Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ. Задолженность компании перед каждым из них составляет 600--700 млн долл. Самый же маленький долг перед Альфа-банком -- около 90 млн долларов.
В конце июля РУСАЛ согласовал с координационным комитетом международных кредиторов условия долгосрочной реструктуризации задолженности в размере 7,4 млрд долл., пообещав сократить общий долг за четыре года на 5 млрд долл. По данным «Времени новостей», помимо IPO и продажи ряда активов бизнес-империи основного владельца РУСАЛа Олега Дерипаски кредиторы предложили рассмотреть возможность продажи 25-процентного пакета акций «Норильского никеля», принадлежащего компании и заложенного по кредиту ВЭБа. Впрочем, по словам г-на Мухамедшина, пока компания не будет использовать этот вариант. «В теории опция продать этот пакет у РУСАЛа всегда была и остается. Однако в настоящее время РУСАЛ эту опцию даже не рассматривает. И пока не будет погашен кредит Внешэкономбанка (в обеспечение которого и заложен принадлежащий РУСАЛу блокпакет «Норникеля». -- Ред.), о продаже этого пакета речи вообще быть не может», -- сказал г-н Мухамедшин. В любом случае «Норникель» является стратегическим предприятием, и продажа его акций должна обсуждаться с государством. Пока же РУСАЛ планирует в сентябре договориться с российскими банками, в том числе и с ВЭБом, о реструктуризации задолженности. По словам г-на Мухамедшина, сам процесс согласования условий реструктуризации с российскими банками отличается от согласования с западными кредиторами. «В этом случае не будет какого-то единого соглашения, мы с каждым из этих банков ведем переговоры, и они в достаточно продвинутой стадии», -- отметил он.
Об IPO применительно к РУСАЛу говорится давно. Еще при объединении активов Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга шла речь, что эта операция должна быть проведена. Хотя г-ну Дерипаске удалось не взять твердых обязательств по этому поводу. Позднее совладельцы РУСАЛа Виктор Вексельберг и Михаил Прохоров не раз говорили, что компания готова к размещению акций. IPO преподносилось как первый шаг на пути объединения с «Норникелем» и создания на базе двух компаний крупного игрока в горно-металлургической отрасли. Спутал карты РУСАЛу финансовый кризис, но акционеры от идеи не отказались, и, как заметили вчера эксперты, такие планы компании вполне реалистичны. «Еще полгода назад никто не верил, что цены на алюминий подскочат до 2 тыс. долл. -- с начала года они выросли на 30%, а со своих минимумов с февраля -- на 60%. Если цены будут оставаться на таких же уровнях и дальше, компания станет рентабельной, финансовая ситуация улучшится и IPO пройдет вполне успешно», -- констатирует аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин. Впрочем, он считает, что размещения стоит ждать уже только в следующем году.
Сам же Олег Дерипаска не раз говорил, что верит, что «все изменится к лучшему». «Я уверен, что мы увидим нефть на уровне 180 долл. за баррель менее чем через три года и алюминий, который раньше стоил 3,5 тыс. долл. за тонну, а сейчас -- 1,5 тыс., по 4 тыс. долл. за тонну через три-четыре года», -- прогнозировал он уже в декабре прошлого года, когда поводов для подобного оптимизма было крайне мало.
Ирина ЦЫРУЛЕВА