|
|
N°143, 11 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дрейф продолжается
Станция "Северный полюс-37" начнет работать в начале осени
Пройдя 2594 км, дрейфующая льдина, на которой около года жили и работали участники научно-исследовательской экспедиции "Северный полюс - 36" (СП-36), почти вплотную подошла к сплоченному вокруг Гренландии ледовому полю. Это опасная близость. 15 августа из Мурманска на помощь 18 полярникам отправится атомный ледокол "Ямал". Высокоширотный рейс продлится 20 суток. За это время судно снимет людей и оборудование со СП-36, а потом через Северный Ледовитый океан отправится к острову Врангеля, чтобы высадить на очередную льдину личный состав уже 37-й дрейфующей станции.
У всех сотрудников Арктического и Антарктического научно-исследовательского института «Росгидромета» (ААНИИ) еще свежи в памяти приключения участников СП-32 -- в ледовых полях у Гренландии жилой комплекс дрейфующей станции был накрыт валом торосов. Тогда, к счастью, никто не погиб и не пострадал, но экспедицию пришлось срочно эвакуировать. Поэтому сейчас "Ямал" был снаряжен в поход в самые короткие сроки.
Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" и.о. директора ААНИИ Александр Данилов, экспедиция СП-36 символична. Она началась как одно из мероприятий 3-го Международного полярного года (МПГ). Он длился с марта 2007 года по март 2009-го. Но, по словам г-на Данилова, на самом деле ученые планеты жили в этом событии около восьми лет: "В 2001 году на одной из научных конференций канадские полярники предложили: "Ребята, а не организовать ли нам МПГ?" С тех пор усилия сотен институтов были посвящены разработкам концепций, проектов, финансовым согласованиям, а потом и реализации планов. В ходе МПГ мы провели 170 экспедиций. СП-36 -- одна из них -- стала для нас своеобразной точкой".
Как пояснил Александр Данилов, сейчас начинается научное осмысление всего, что было наработано учеными за МПГ: "Самым же важным, как мне кажется, стало то, что научный мир начал стирать границы. То есть пришло понимание необходимости международного сотрудничества. И на этот раз впервые в истории все данные, собранные в ходе МПГ, сейчас доступны всем его участникам".
На обработку данных могут уйти многие годы. Но Александр Данилов сообщил, что концептуальные выводы Россия уже позволила себе сделать. Во-первых, стало ясно, что потепление Арктики продолжается. И что это преимущественно антропогенное воздействие. И в Западной Сибири оно затронуло даже вечную мерзлоту -- настолько, что в ряде обитания коренных народов началось подтопление -- тундра превращается в болото. И пока нет механизмов компенсации этого антропогенного воздействия, предстоит решать и социальные вопросы -- вроде переселения пусть небольших, но народов, и научные -- оболочивание местности грозит глобальными выбросами метана в атмосферу.
Также стало ясно, что пора вплотную заняться арктическим шельфом. А чтобы вести в этом вопросе диалог на международном уровне, нужны конкретные данные, которые можно получить, только отправив для изучения шельфа экспедицию. А поскольку без погружений в осадочные слои океана здесь не обойтись, ясно, что она будет дорогостоящей. Но МПГ подошел к концу. И государственными умами начал править кризис. Что отражается и на науке.
Как пояснил корреспонденту "Времени новостей" г-н Данилов, в следующем году финансирование научных подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан" сокращено на 50%. Правда, он отметил, что оставшиеся 22 млн руб. даже больше тех средств, которые выделялись в этом году. Кроме того, под секвестрирование не попали базовые проекты -- такие, например, как строительство нового научно-экспедиционного судна вместо "Академика Федорова", строительство станции "Прогресс" в Антарктиде или научного центра на Шпицбергене. В общем, о недофинансировании Александр Данилов говорил даже смущаясь, понимая, что научное сообщество десятки лет не видело таких строек.
Снаряжение "Ямала", к которому сейчас приковано все внимание ученых, обошлось в 37 млн руб. Ведь ему в короткие сроки надо снять со льдины 18 человек личного состава СП-36 и 150 т оборудования, а потом высадить 16 участников СП-37 и то же оборудование на новую льдину. Кстати, в последние два года хорошие льдины были настоящей редкостью. Но, как заверил корреспондента "Времени новостей" начальник высокоширотной экспедиции ААНИИ Владимир Соколов, сейчас даже есть из чего выбирать: «С 20 июня мы следили за ледовыми полями, дрейфующими от берегов Канады. В конце июля мы выбрали три из них. Те, которые, испытав воздействия серьезных циклонов, штормы, воздействие других ледовых полей, не потеряли конфигурации. И сейчас наш выбор пал на одну самую мощную -- площадью 13 на 20 км и 4-5 м толщиной. В начале сентября она подойдет к острову Врангеля, где, предварительно еще раз по факту проверив ее надежность, мы высадим на нее СП-37».
Кстати, интересен состав новой дрейфующей станции. Как рассказал "Времени новостей" начальник СП-37 Сергей Лесенков, под его началом сплав опыта и молодости: "Одна половина -- полярники старше 50 лет, которые побывали не в одной подобной экспедиции. Другая половина -- молодые люди до 35 лет, которые, как говорится, имея все преимущества молодости, пороху еще не нюхали".
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург