|
|
N°94, 29 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уговор дороже денег
Европейские ценности против российской экономики
Сегодня в Москве пройдет очередной саммит Россия--Евросоюз, на котором, как всегда, скажут все необходимые слова об успешном развитии отношений. Нынешнему саммиту предшествовали небывало интенсивные контакты: собиралась министерская «тройка», в Брюссель приезжали вице-премьер Виктор Христенко и премьер Михаил Касьянов, в Люксембурге Совет ЕС на уровне министров юстиции и внутренних дел впервые прошел с участием Чайки и Грызлова, а в Калининграде состоялось специальное заседание Комитета сотрудничества Россия--ЕС, посвященное региону. Но при этом на самом деле развязывание важных узлов между Москвой и Брюсселем идет куда медленнее, чем всем хотелось бы.
Евросоюз занял жесткую позицию по «шумным» самолетам. Хотя Брюссель и пошел на временные компромиссы, ясно, что большая часть российской летающей техники объявлена нон грата. А это чартеры, туристы... Аккурат перед саммитом ЕС повысил тарифы на ввоз зерна. Подняты они для всех, по сезонным соображениям, и больше затронут интересы Америки, но Россия отреагировала болезненно. Брюссель отверг компромиссные предложения Москвы об особом безвизовом режиме пересечения границы между Калининградской областью, которая станет российским анклавом посреди территории ЕС, и странами шенгенской зоны (каковыми скоро станут Польша и Литва). Касьянов предлагал в Брюсселе закрытые вагоны, мчащиеся через Литву с литовскими пограничниками в тамбурах. А россияне без загранпаспортов смотрят в окна, словно зэки. Был и вариант для автомобилистов: при въезде в Литву или Польшу получаешь пропуск, а при выезде на российскую территорию его сдаешь. Не уложился в положенное время -- штраф.
По мнению Еврокомиссии, Совета ЕС и Европарламента, лучше как следует обустроить шенгенскую границу -- заслон против преступников и нелегальных иммигрантов, а в Калининградской области и на подъездах со стороны России открыть побольше консульств европейских стран и облегчить выдачу виз. От России требуется обеспечить каждого калининградца нормальным загранпаспортом по доступной цене. Интересно, что предпочли бы сами калининградцы: ездить на историческую родину в закрытых вагонах под конвоем или поставить в паспорт многократную шенгенскую визу?
Проблема Калининградской области не ограничивается правилами проезда. В Москве говорят об экономических потерях, связанных с приемом в ЕС Польши, Литвы и других восточноевропейских стран. В Брюсселе заверяют, что в конечном счете выгоды от расширения союза будет больше. Не только для Калининграда, но и для России в целом.
Медленно движется и энергетический диалог. В ЕС с недоумением воспринимают слова Москвы, из которых следует, что Россия чуть ли не больше радеет об энергетической безопасности ЕС, чем сами наивные европейцы, которые придумали какую-то либерализацию и диверсификацию. Откуда взялась вброшенная в СМИ «утка» о том, что ЕС предписывает ограничивать импорт энергоресурсов 30 процентами из одного источника? Ни один документ ЕС такой квоты не устанавливает. Но единый рынок не допускает торговлю газом, нефтью, электричеством отдельно с Германией, Францией, Финляндией и любой из стран ЕС. Проблема «реэкспорта», то есть перепродажи российского газа внутри Евросоюза, -- одна из сложных в ходе переговоров. «Газпром» хочет торговать со странами, а не с союзом.
Евросоюз поддерживает стремление России вступить во Всемирную торговую организацию. Но, будучи ее ключевым торговым партнером, определяющим погоду на женевских переговорах, не намерен поступаться своими интересами. Только «баш на баш». Россия, по убеждению Брюсселя, должна пойти на уступки хотя бы чуть дальше своих обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) от 1994 года.
Аналогичные проблемы с предоставлением России рыночного статуса в антидемпинговых процедурах, из-за которых российские производители стали, химической и другой конкурентоспособной продукции несут потери, с созданием единого экономического пространства (Евросоюз недоволен «двойным стандартом цен» на российские энергоносители на внутреннем и внешнем рынках). Есть и другие аспекты. Например, Киотский протокол о выбросе «парниковых» газов, очистка Кольского полуострова от ядерных отходов, демократия, правовое государство, права человека, свобода прессы, Чечня. Нам кажется, что споры излишне политизированы, мы говорим: давайте решим экономические проблемы, представляющие взаимный интерес, а потом уже поговорим о демократии. Но на самом деле это невозможно: рассчитывать на настоящее деловое партнерство с европейцами можно только после того, как будет достигнуто взаимопонимание по базовым «цивилизационным» вопросам.
«Сейчас наступил решающий момент, чтобы причалить Россию к сообществу демократических наций, -- заявил недавно в Европарламенте комиссар по внешней политике Кристофер Паттен. -- На фоне предстоящего вступления России в ВТО и утверждения нового формата Россия--НАТО мы уверены, что московский саммит ЕС--Россия продвинет партнерские отношения еще на шаг вперед, сделает сотрудничество более конкретным и эффективным... Но партнерство -- это улица с двусторонним движением. Оно предполагает не только брать, но и отдавать, понимать друг друга». На шаг вперед -- это уже хорошо.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, собкор «Новой газеты» -- для газеты «Время новостей»