|
|
N°142, 10 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аты-баты наносят ответный удар
"Бросок кобры" на московских экранах
Люди в военной форме сопровождают небольшой, но увесистый чемоданчик, в котором лежат боеголовки, похожие на бутылки советского шампанского, -- в них ждут своего часа наночастицы, способные в мгновение ока сожрать тяжелый танк или произвести что-нибудь еще не менее эффектное. На служивых нападают ниндзя, начинается серьезная буча, в которой стремительно принимают участие спецназовцы из сверхсекретного подразделения "Джи-ай Джо". У всех у них есть свои громкие псевдонимы, кое у кого даже нечто, похожее на предысторию, но в любом случае это ничего не значит: в одну весьма живописную кучу смешались герои, которые носят громкие псевдонимы, -- Змеиный глаз, Девушка с обложки, Тяжкая повинность, Тень бури (и только не пытайте автора этих строк, кто из них мужчина, кто женщина, кто положительный, кто не особо), которые пытаются восстановить баланс мировых сил, одолеть друг друга (в процессе чего, например, падает в мутную речку Сену Эйфелева башня), плавают на маленьких подводных лодках и занимаются другими занятными вещами. А, да, там еще есть злодейская организация "Кобра", и не мудрено -- ведь если бы ее не было, фильм остался бы без названия...
Кажется, совсем недавно верхом масскультурного радикализма казались экранизации компьютерных игр -- казалось, что дальше от привычного нарратива ехать уже некуда, большим успехом пользовалась шутка о том, что в Голливуде вот-вот экранизируют "Тетрис". Но потом Тим Бартон в "Марс атакует" в качестве сценарной основы использовал карточки-вкладыши из коробок с кукурузными хлопьями, "Пираты Карибского моря" вышли из тематического павильона в Диснейленде, а патологически успешные "Трансформеры" явили собой, если можно так выразиться, экранизацию серии игрушек японской фирмы Hasbro. Той же самой, кстати, что выпускает солдатиков "Джи-ай Джо" -- даже и не солдатиков в привычном смысле этого слова, а довольно-таки крупных кукол в стиле милитари, эдаких воинственных Барби и Кенов, вместо бальных платьиц, косметичек и розовых домиков снабженных военными джипами, пулеметами и приборами ночного видения. В свое время мифология "Джи-ай Джо", разумеется, расширилась до привычных глобалистских пределов -- появились комиксы, мультфильмы, пресловутые компьютерные игры, но основой всего предприятия все равно неизменно оставались пластмассовые фигурки в подробных костюмчиках на липучках. В случае с "Броском кобры" кажется, что именно они и действуют на экране -- при том, что их лицам приданы черты более или менее известных актеров. Но все равно невозможно отделаться от ощущения, что вместо съемочной площади перед создателями картины широко раскинулся невероятных размеров письменный стол или огромный палас, по которому ползает мальчуган, считающий себя режиссером-постановщиком, и переставляет своих любимцев в одному ему понятном порядке. Фильм Стивена Соммерса -- апофеоз инфантильной бессмыслицы, повергающей в ступор и при этом невероятно обаятельной. В который уж раз катится по экрану глупость человеческая в самом крайнем, пузыристо-младенческом ее проявлении, но на душе тем не менее радостно. А пресловутые "нанотехнологии", про которые вспомнили исключительно для того, чтобы придать мероприятию хоть сколько-нибудь вменяемую осмысленность, воспринимаются на слух скорее как "На-На-технологии", созвучные названию популярного некогда эстрадного коллектива под управлением Бари Алибасова. При всем желании за два часа невозможно идентифицировать ни одного персонажа, хотя нам постоянно и подбрасывают лакомые кусочки вроде флешбэков из детства и прочих вкусностей, но к началу вступительных титров далеко не всякий зритель, пусть даже и самый внимательный, вряд ли в состоянии определить, кто из персонажей является, условно говоря, "нашим", а кто "врагом" (поневоле вспоминается Муми-дом, описанный в "Шляпе волшебника", где на мероприятии, посвященном поимке огромной рыбы Мамелюка, Снорк "ползал по полу со вставленными в рот челюстями из апельсиновых корок и изображал врага вообще"). Стивен Соммерс, создатель отменных трэш-блокбастеров вроде "Подъема с глубины" (вот уже лет десять остающегося лучшим фильмом о гигантских чудовищах), двух первых "Мумий" и совершенно несусветного "Ван Хельсинга" (где классические чудища из черно-белых фильмов студии "Юниверсал" -- Оборотень, Дракула и Создание Франкенштейна вели себя в стилистике "Ну, погоди!"), верен себе. Пожалуй, никому из ныне функционирующих производителей попкорнового кинематографа не удается пребывать в настолько просветленном состоянии -- ей-богу, по сравнению с "Броском кобры" даже пресловутые и не раз уже помянутые "Трансформеры" кажутся концептуальным продуктом -- хоть сейчас на биеналле современного искусства. Солдатики у него маршируют послушно, резво и с плохо скрываемым удовольствием. А в том, что современный мир -- это на самом деле просто огромная песочница, никто вроде и не сомневался.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ