|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маршал Советского Союза Виктор Куликов: Наш вероятный противник -- США
Маршал Советского Союза, председатель Комитета Государственной думы РФ по делам ветеранов Виктор Георгиевич КУЛИКОВ в течение 13 лет, с 1976 по 1989 годы, командовал Объединенными вооруженными силами стран -- участниц Организации Варшавского Договора. Иными словами, именно он готовился вступить в бой с силами НАТО. Спецкор газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила 82-летнего маршала поделиться впечатлениями по поводу стремительного сближения России и Североатлантического альянса.
-- Виктор Георгиевич, когда вы были главкомом ОВС ОВД, вашим противником было НАТО. А сейчас кто вероятный противник?
-- НАТО -- потенциальный противник. Не зря же наше руководство против его расширения. И я хочу спросить: «Зачем они расширяются?» Вероятный противник был, есть и будет. Всегда! Я, например, считаю, что это Соединенные Штаты.
-- Но российско-американские отношения после прошедшего на днях саммита вступили в новый этап, а с НАТО 28 мая сформируют новый механизм взаимодействия -- Совет Россия--НАТО, «двадцатку».
-- НАТО просто видит, что в глобальном плане без России сейчас не обойтись. Если, как заявляет МИД, как заявляет наш президент, у нас будут равные права, равные обязанности, если мы будем не в хвосте плестись, а в числе передовых зачинателей, так что без нас ничего не может решаться, -- такая формула нам подходит. Договариваться нужно, идти на компромиссы. Но, как показывает практика нашей жизни, практика в годы перед Великой Отечественной войной, договоры порою не соблюдались. Поэтому уверенности в жизненности договоров у меня мало. У нас вот иногда заявляют, что на содержание боевых головных частей ракет нужно много средств. Я с этим совершенно не согласен и считаю, что мы не должны скупиться и обязаны находить на это средства. Когда говорят, что нет денег, я этому не верю абсолютно. Мы каждый вечер наблюдаем, как разыгрываются в телевикторинах миллионы, у нас десятки олигархов распоряжаются миллиардами долларов. При жесткой позиции нашего руководства деньги на обороноспособность всегда можно найти.
-- Вы за реформирование армии?
-- Я за то, чтобы наша армия была профессиональной -- офицерский состав и младший командный состав, а солдат должен служить по всеобщей воинской обязанности. И чтобы дети наших великих начальников тоже в армии служили. Я отдал армии 64 года и считаю это правильным. Говорят, что в армии было плохо, дедовщина какая-то была. Да она и в других местах есть. Бьют тех, кто не умеет защищаться.
-- А вам не обидно, что ваши бывшие союзники теперь рвутся в НАТО?
-- Они хотят получить материальную поддержку, считают, что с вступлением в НАТО получат новые образцы вооружения. Хочу заверить ваших читателей: американцы ничего даром не дают!
-- Как вы сегодня оценили бы НАТО?
-- Военный блок, агрессивный блок, который был направлен против Советского Союза, против социалистических стран. В какой-то степени эта характеристика актуальна и сегодня.
-- А воевать-то он умеет?
-- В Ираке, в других странах у них не было противника или был очень слабый. А они использовали самое современное, высокоточное оружие, электронные средства, и такого противника, конечно, можно бить. Но они никогда не сталкивались с настоящим противником. Когда в Арденнах, в Великую Отечественную, стало очень плохо, американцы и англичане попросили Сталина ускорить наступление. И хотя мы не были еще готовы, мы помогли союзникам. Поддержали. А, к слову сказать, наш союзник вступил в борьбу на втором фронте только в 1944 году. Союзник не очень надежный был. Я закончил войну в районе Висмара, там находилась Вторая английская армия. У меня, молодого офицера, было в сознании одно: «Наконец наступил настоящий мир, никогда мы не будем противниками». Прошла неделя, стали ставить колючую проволоку, заграждения, и все благие намерения сразу исчезли. «Холодная война». Кстати, Варшавский Договор был оборонительной организацией. Уже прошло много времени, и я могу сказать: «Никаких планов нападения на США и Запад мы не имели, мы были готовы ответить на удар, если НАТО и другие сателлиты посягнули бы на суверенные права нашего государства или наших союзников!» Это байки, что Советский Союз, Варшавский Договор готовились напасть на кого-то. Все наоборот. Я бы это сказал как раз о блоке НАТО.
-- А может быть повторение «холодной войны»?
-- В наших условиях, когда обстановка меняется, все может быть.
-- Военно-патриотическое воспитание должно сохраняться?
-- Мы должны очень хорошо любить свою Родину. Любить можно тогда, когда умеешь Родину защищать. А сейчас перестали говорить о патриотическом воспитании. Но в последнее время наметился поворот в этом направлении. В школах нужны военруки, такие люди, которые конкретно занимались бы военно-патриотическим воспитанием.
-- Для этого нужен потенциальный противник?
-- А он есть. Я вам сказал: Америка и другие страны. Мы сейчас официально говорим -- вероятный противник, не называя какой. А я однозначно говорю: «У нас противник -- США». Посмотрите: Камрань сократили мы? Кубу сократили? А США в Норвегии как имели пункты слежения, так и имеют. На Аляске имеют пункты слежения, следят за нами. Они делают то, что считают нужным. А мы пока не делаем. Любые договоры, компромиссные решения, любое сближение -- все это имеет, безусловно, благородную цель. Если основывается на постоянстве. А то у них сегодня Рейган или Буш -- мы дружим. А завтра -- ни Рейгана, ни Буша. Что делать? Как говорили на войне: «Дружба дружбой, а табачок -- врозь!» У нас вот Путин есть, дай бог, чтобы он оставался еще очень долго. Был у власти. Но, как говорят, мир имеет очень большую подвижность.
-- Как вы ощущаете сегодня Россию в мире?
-- Мир будет представлять многополярную структуру. И мы будем самостоятельным центром, и сейчас им являемся.
-- То есть с оптимизмом смотрите?
-- Безусловно. Я все же более 20 лет возглавлял очень большие структуры -- Генеральный штаб, Объединенные ВС, это дает мне основание уверенно отвечать на вопросы, которые вы задаете. Вам больше, может быть, никто так не ответит.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ