|
|
N°142, 10 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы не забудем вас"
Дмитрий Медведев встретился с жителями Южной Осетии во Владикавказе
Первая годовщина военного конфликта в Южной Осетии была отмечена не только горящими свечами на акциях памяти в Москве, Владикавказе и Цхинвале и не только боевыми наградами для российских военных, отличившихся в те августовские дни. В день начала войны российские власти вновь заговорили о том, насколько оправданны были их действия, и возможно ли для России было избежать вмешательства в этот конфликт.
И президент России Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин в минувшие выходные еще раз заявили, что Россия не хотела этой войны, но другого выбора у нее просто не было. «Если говорить о событиях той ночи, то мы до последнего момента рассчитывали в тот период на то, что у грузинского режима хватит чести, порядочности хоть какой-то внутренней, разума, наконец, не совершить фатальных ошибок, которые, во-первых, приведут к человеческим жертвам и, во-вторых, приведут к очень серьезным геополитическим последствиям», -- сказал президент России в подготовленном одним из центральных телеканалов фильме «В августе 2008-го».
8 августа 2009 года, первую годовщину начала пятидневной войны, Дмитрий Медведев провел в штабе 58-й армии в столице российской Северной Осетии -- Владикавказе. «Вооруженное нападение на Южную Осетию предопределило трансформацию политической карты Закавказья. И решение России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии было единственно возможным. Только так мы могли обеспечить безопасность людей и стабильность в кавказском регионе. Подчеркну -- это решение пересмотру не подлежит», -- заявил президент во время церемонии награждения военнослужащих, отличившихся в ходе конфликта.
Дмитрий Медведев был здесь почти год назад, 18 августа, но сейчас приехал вновь, чтобы еще раз поблагодарить тех, кто спасал Цхинвал, и выслушать благодарность от тех, кого спасла российская армия. 92-летний житель Южной Осетии Дмитрий Харебов расцеловал его как близкого родственника. «Не год, а сотни лет пройдут, но мы не забудем вас. С XVII века грузинские фашисты притесняли нас, но когда они начали стирать с лица земли не только народ, но и все, что на ней находится, вы пришли на помощь. Вы сделали это вместе с Владимиром Путиным и великим русским народом», -- эмоционально поблагодарил пенсионер и вновь расцеловал президента.
Дмитрий Медведев в ответ сказал, что мнение народа для него важнее оценок западных политологов, которые даже на карте не способны показать, где находится Южная Осетия. Кстати, сам он был в Цхинвали и вскоре после победы, и всего месяц назад. «Видны следы блокады. Видны раны, которые находятся на земле. Но эмоциональное состояние снимает все остальное, потому что люди действительно счастливы тем, что в этой очень трудной, тяжелейшей, десятилетиями продолжавшейся ситуации сумели все-таки выжить», -- сказал он на встрече с жителями Южной Осетии.
В то же время, убежден российский президент, западные лидеры, осуждая Москву за непропорциональное применение силы, на самом деле ее поддерживают. «С кем бы я ни разговаривал после этих событий, практически все, откровенно глядя мне в глаза, говорят: «Да, вы были правы. Мы, к сожалению, не можем признать это по разным причинам -- и в силу нашей роли и места на международной арене, и в силу внутренних причин, -- но вы были правы», -- это признание Дмитрий Медведев сделал, подняв тост на торжественном обеде.
Но пока единственным западным лидером, кто не стал осуждать Россию, а наоборот, принял самое деятельное участие в разрешении конфликта, оказался президент Франции Николя Саркози. Именно ему Дмитрий Медведев написал послание в эти дни. Подчеркнув, что активное личное участие Николя Саркози «сыграло большую роль в разрешении грузино-югоосетинского кризиса», он отметил, что придает особое значение продолжению диалога по вопросам поддержания стабильности в этом регионе. В частности, призвал все страны воздерживаться от поставок оружия в Грузию.
Премьер-министр Владимир Путин, беседуя в субботу с журналистами, также не смог обойти вниманием годовщину событий августа 2008-го. Он ответил на другое распространенное обвинение в адрес российских властей. На Западе бытует мнение, что Москва пошла на военный конфликт ради передела сфер влияния. «Сколько раз и Южная Осетия, и Абхазия в той или другой форме обращались к России то с просьбой принять в состав Российской Федерации, то признать независимость. Россия вела себя очень взвешенно и очень аккуратно, потому что мы всегда исходили из одного из основополагающих принципов международного права -- территориальной целостности государств. Но для того, чтобы сохранить после развала Советского Союза эту территориальную целостность для Грузии, нужно было с уважением относиться к народам Абхазии и Южной Осетии», -- заявил Владимир Путин.
Более того, он рассказал, что Россия действительно и раньше пыталась принять участие в судьбе южных осетин и абхазов, но не для того, чтобы заманить их в Россию, а чтобы обеспечить им комфортные условия жизни в составе Грузии.
«Если сегодня грузинское руководство хотело, чтобы в новых условиях сохранилось единое государственное пространство, то нужно было с уважением относиться и к абхазам, и к югоосетинам. Нужно было признать ошибки прошлого и работать над их исправлением. Мы много раз говорили с сегодняшним грузинским руководством. Я лично призывал их к тому, чтобы они набрались терпения и завоевывали уважение, авторитет и доверие Абхазии и Южной Осетии. И только так -- я и сейчас так считаю, и тогда говорил -- можно будет добиться территориальной целостности», -- подчеркнул российский премьер.
Вера СИТНИНА, Владикавказ