|
|
N°141, 07 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антирублевая интервенция
Аксаков предложил девальвировать российскую валюту на 40%
Глава Ассоциации региональных банков (АРБ), член Национального банковского совета (НБС) Анатолий Аксаков( на снимке) неожиданно предложил девальвировать отечественную валюту на 30--40%, чтобы помочь российской экономике выйти из кризиса. По его мнению, от этой меры «выиграют все». Как известно, российские финансовые власти -- сторонники иного подхода: необходимо поддерживать крепкий рубль, чтобы бороться с инфляцией, и не спешить наращивать денежную массу. Вчера источник в НБС подтвердил РИА Новости, что варианта резкой девальвации рубля нет даже в числе обсуждаемых властями. Так что на этот раз инициатива г-на Аксакова не повлияет на динамику курса рубля, хотя в этом году другим громким его заявлением удалось обрушить курс евро.
«Наша экономика находится в очень тяжелом состоянии. Чтобы помочь промышленности, нужна кардинальная мера: надо резко, на 30--40%, девальвировать рубль. От этого выиграют все: промышленность, продукция которой станет конкурентоспособной; люди, потому что рабочие места появятся и заводы заработают; банки, потому что долги начнут поступать от предприятий», -- заявил г-н Анатолий Аксаков в своем видеоблоге. Он пояснил РИА Новости, что «мягко говорил» руководству Банка России о необходимости такой меры. Однако глава ЦБ Сергей Игнатьев сказал, что делать этого не собирается. «Они считают мой прогноз неправильным и ждут подъема экономики с осени», -- отметил г-н Аксаков.
Анатолий Аксаков, который также является депутатом Госдумы от фракции «Справедливая Россия», нередко выступает с яркими идеями. В феврале ему удалось обрушить курс евро. Западные СМИ со ссылкой на его заявление сообщили, что российские региональные заемщики просят правительство выступить модератором переговоров с иностранными кредиторами о реструктуризации задолженности, размер которой достигает 400 млрд долл. Инвесторы испугались, что европейские банки могут понести убытки из-за неплатежеспособности российских заемщиков. В результате курс евро упал к доллару и японской иене. Впрочем, позже г-н Аксаков объяснил, что его неправильно поняли.
«На мой взгляд, минусов от девальвации больше, чем плюсов, -- отмечает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. -- Это разгон инфляции, удорожание импортной высокотехнологичной продукции, что невыгодно для России, поскольку сама она не обладает высокими технологиями. Кроме того, девальвация негативно отражается на финансовых рынках, в частности на рынке облигаций. При этом рынок рублевого долга является недорогим и удобным способом привлечения капитала».
Однако многие эксперты считают, что высокая стоимость отечественной валюты тормозит преодоление рецессии. «Разумеется, в этом предложении есть рациональное зерно, -- говорит руководитель департамента крупного российского банка. -- Многие промышленники и банкиры убеждены, что при нынешнем положении дел экономика не имеет локомотива для продолжения роста. Но правительство и ЦБ выбрали выжидательную позицию, надеясь на то, что осенью начнется восстановление западных рынков, цены на нефть опять приблизятся к 100 долл. за баррель, и тогда не придется принимать никаких тяжелых решений». Критиков нынешней финансовой политики и без Анатолия Аксакова хватает, и едва ли сейчас его заявления смогут повлиять на рынок, как это было в случае с евро, добавил банкир.
Николай КОЧЕЛЯГИН