|
|
N°141, 07 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кавалерия наступает на «оазисы»
Берлин ужесточает кары против налоговых беглецов
Федеральное правительство Германии, верное сделанным им ранее заявлениям, продолжает усиливать политическое давление на «налоговые оазисы». На этой неделе кабинет министров Ангелы Меркель одобрил директиву, которая призвана конкретизировать правовые основы по применению принятого недавно закона об укрывательстве налогов за границей. Этот документ, как считают его критики в самой Германии, поможет финансовым органам в значительной мере усложнить бизнес немецких компаний в таких государствах, как, скажем, Лихтенштейн или Швейцария. В реальной деловой жизни зачисление крупных денежных сумм на банковские счета в целом ряде стран с низким уровнем налогообложения должны стать по меньшей мере непривлекательными для немецкого вкладчика.
Речь идет в первую очередь о странах, которые попадают в так называемые черные списки Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также о тех, что не проявляют готовности к сотрудничеству с налогово-финансовыми органами самой Германии по вопросам налоговой информации. Проще говоря, острие борьбы немецкого правительства направлено против тех государств, которые, оберегая свою выпестованную многими веками банковскую тайну, не желают делиться ею с берлинским минфином. Как следует из текста свежей правительственной директивы, теперь сам немецкий клиент налогового оазиса обязан представлять родным властям полную информацию о своих счетах, вкладах, а также бизнесе в таких странах. В противном случае отказник, как элегантно сформулировано в документе, «теряет свои налоговые преимущества».
Хотя грядущие налоговые кары в Германии и выглядят весьма устрашающе, пока существуют лишь гипотетически. ОЭСР под мощнейшим давлением европейских лидеров (прежде всего президента Франции Николя Саркози) на лондонском саммите «большой двадцатки» опубликовала в апреле список территорий, которые взяли обязательства присоединиться к международным стандартам в налоговой сфере, но так и не воплотили их в жизнь. В список «налоговых гаваней» вошли 30 юрисдикций, включая Британские Виргинские и Каймановы острова, Гибралтар, Лихтенштейн, Монако, Науру и др. Отдельно были названы еще восемь стран, которые ОЭСР не классифицирует как «налоговые гавани», но к которым имеются вопросы: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили и Швейцария.
Однако большинство офшорных зон в последние месяцы приступили к переговорам по соглашениям о взаимном обмене банковско-налоговой информацией. Усилия немцев по иссушению «налоговых оазисов» приносят первые плоды. Между Германией и Лихтенштейном уже парафировано соглашение об исключении двойного налогообложения, а с Люксембургом ведутся соответствующие переговоры. Определенные трудности возникли на данном этапе иссушения «налоговых оазисов» лишь с Австрией, парламент которой до сих пор упрямится в принятии закона об оказании трансграничного юридического содействия в области налогообложения. Помимо этого, подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения с островами в проливе Ла-Манш -- Мэн и Гернси, а также Бермудскими островами. Близко к подписанию подобное же соглашение с зоной Гибралтара. С Каймановыми островами, Нидерландскими Антильскими и Виргинскими островами работа по соответствующим соглашениям находится в стадии переговоров.
В работе над правительственной директивой самое активное участие принимал федеральный министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк. Однако в результате ему пришлось поделиться налогово-карательными полномочиями с двумя другими ведомствами -- министерством экономики и министерством иностранных дел. Теперь в функции этой «тройки» будет входить надзор за должным исполнением закона об укрывательстве налогов за границей, который предусматривает конкретные карательные санкции против налоговых преступников уже с 2010 года. Любопытно, что минэкономики и внешнеполитическое ведомство наделяются правом вето на акции министерства финансов, если таковые с их точки зрения окажутся неприемлемыми.
Таким образом, канцлер Ангела Меркель, сама ярая поборница иссушения «налоговых оазисов», пошла на некоторые сдерживание натиска на них со стороны своего порой излишне ретивого и не слишком разборчивого в выражениях главы минфина. В последние месяцы г-н Штайнбрюк позволял себе хлесткие выпады, в частности, в адрес Швейцарии, ее банковской системы и самих швейцарцев. Последних он сравнил с индейцами и пообещал напустить на них кавалерию. Этот эпизод вызвал очередную напряженность в отношениях Берлина с альпийской конфедерацией -- местная пресса в ответ на словесные эскапады германского министра припомнила нацистов в кожаных шинелях в темных переулках швейцарских городов. Впрочем, все это ничуть не смутило прямолинейного главного финансиста Германии, который на днях заявил, что все его слова были сказаны «правильно» и были «необходимы для того, чтобы оказать давление». Не дал министр послабления и странам -- членам ЕС -- Люксембургу и Австрии, выставив их однажды в своем выступлении в одном ряду с Каймановыми островами и Бермудами. Однако упорство министра действительно дало эффект. Как он сам пообещал, уже в августе начнутся переговоры со швейцарцами на предмет обмена информацией, представляющей интерес для налоговиков Германии.
«Нам нужно не наказывать за вклады за границей, -- заявил на днях г-н Штайнбрюк, -- а добиваться корректного налогообложения». Из-за укрывательства налогов и налогового обмана, как прикинуло его ведомство, ежегодно госказна недополучает трехзначные миллиардные суммы. «Были бы эти деньги в нашем распоряжении, -- добавил министр, -- для всех могли бы быть снижены налоги или увеличены размеры инвестиций».
Юрий ШПАКОВ, Берлин