|
|
N°145, 13 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мария Абакумова: В Берлине надо заставить плакать немку
23-летняя Мария АБАКУМОВА из Краснодара -- одна из наших главных надежд на «золото» на стартующем 15 августа в Берлине чемпионате мира по легкой атлетике. Помните сумасшедший финал на Олимпийских играх в Пекине, когда Абакумова в четвертой попытке установила рекорд России --70 м 78 см и, казалось, с этим результатом уже стала олимпийской чемпионкой, но в последней попытке чемпионка мира-2007 чешка Барбара Шпотакова послала копье на 64 см дальше. Серебряная трагедия для Марии, о которой мы, естественно, и вспомнили в первую очередь в нашей беседе.
--Уже много раз приходилось слышать от легкоатлетов, что самые плохие места, занятые во время соревнований, -- это четвертое и девятое...
-- И еще второе...
-- Вот-вот, об этом и хотелось бы поговорить. Понятно, что все, о чем можно было говорить на эту тему, вы в Пекине сказали. Но она, согласитесь, неисчерпаемая: 70 м 78 см в четвертой попытке, рекорд России, и золотая олимпийская медаль, казалось, уже в кармане. Наверняка почти материально ее ощущали. И вдруг в последней попытке чешка Барбара Шпотакова такое вытворяет... Повеситься, согласен, в такой ситуации можно...
-- Да уж... А насчет четвертого, девятого и второго места, как выясняется, тут все зависит от характера спортсмена. Один счастлив оттого, что стал мастером спорта международного класса, достиг предела своих мечтаний, а другому и второго места на Олимпийских играх мало. Мои родители, например, были в шоке, видя на экране телевизора, как я вела себя во время церемонии награждения. Мне потом говорили: «Ты, девочка, которая только-только появилась на Олимпийских играх, впервые вдохнула этот воздух, понюхала, образно говоря, запах этих соревнований, а потом откровенно показала свое недовольство серебряной медалью. Почему?
Я не знаю, может быть, такой максимализм мне мешает, но, знаете, бывают ситуации, когда азарт овладевает тобой настолько, что забываешь, где находишься. У меня такое случилось в Пекине. Уже год прошел, а я все не могу это переварить. Многое почерпнула для себя. Я ведь там проиграла в первую очередь психологически. Надо было задавить нервы, а я не смогла. Вот на турнире серии Гран-при «Золотая шиповка», который прошел в середине июня нынешнего года в Чехии, сказала себе: «Умру, но не дам им выиграть!» -- и победила. Хоть на один сантиметр, но опередила немку Кристину Обергфолль. И Шпотакову, которая была только третьей, проиграв мне почти метр. Вот такого настроя в Пекине не было. Сегодня, после «пекинской школы», я совсем другой человек.
-- А что значит, как вы выразились, психологически подавить соперников?
-- Если в двух словах, то соперники должны постоянно чувствовать твою уверенность. Я лучшая, и ни каких других мнений тут не может быть! А в Пекине, когда я бросила за семьдесят метров, Шпотакова, видимо, не почувствовала мою уверенность в том, что непременно завоюю первое место. Да и как она могла это почувствовать, если я сама по большому счету в этом не была уверена. При том, что, мягко говоря, была ошарашена собственным результатом. Не ожидала от себя такого.
-- Можете в этой связи сейчас сказать, что в Пекине, в день финала, вы были в идеальном состоянии, когда, образно говоря, звезды сошлись?
-- Я как-то об этом не думала. Но, наверное, да. Сейчас вспоминаю: с точки зрения психологии, физики и техники я была в полном порядке. Спасибо за это моему тренеру Александру Синицыну, который, если честно, сам не ожидал, что я метну за семьдесят. Мы потом об этом с ним говорили. Но опять же, вы сейчас спросите меня, почему же тогда я проиграла психологически. На этот вопрос у меня есть один ответ: от недостатка опыта. Я много раз анализировала тот бросок на 70,78. Моя мама как-то дала мне прочитать статью, в которой речь шла о том, что ощущает человек в момент, когда совершенное им действие поражает его самого, когда он сам от себя такого не ждал. Все совпало один к одному. Ты вроде бы ничего сверхъестественного не сделал, просто выполнил все аккуратно, а твой организм, даже независимо от твоего мозга, вдруг совершает нечто фантастическое. В той попытке я кричала, когда летело копье, как будто знала, что оно должно улететь так далеко. На самом деле, конечно, не знала. Когда увидела цифры на табло, оказалась в шоке.
-- Может быть, именно такое состояние и не помогло выиграть?
-- Так я же об этом и говорю. Недавно смотрела видео: Обергфолль выиграла какие-то соревнования. Как же она радовалась! Буквально каталась по дорожке, настолько была рада своей победе. А я тогда в Пекине, после броска на 70,78, несмотря на то, что внутри все кипело, просто улыбнулась. Не додавила ситуацию психологически. Надо было всем своим видом показать: все, все успокойтесь -- дальше сегодня уже никто метнуть не сможет...
-- А Шпотакова метнула. Поделитесь сейчас, спустя год, своими ощущениями на тот момент: я олимпийская чемпионка, и вдруг кто-то в одну минуту у тебя это звание отнимает...
-- Первая мысль: о, блин! А дальше, конечно, страшная обида, ведь я в тот день тоже была сумасшедше готова и, без всякой ложной скромности, могла метнуть дальше.
-- Так, почему же не метнули, ведь у вас оставалась еще одна попытка?
-- Если честно, нет четкого ответа на этот вопрос. Мне потом мой тренер сказал, и я тоже видео посмотрела: увидела то, на что тогда не обратила внимания. После того как Шпотакова метнула на 71,42, она начала, естественно, безумно радоваться этому, прыгать до потолка, ее начали все поздравлять... Все понятно -- это ее дело, заслужила, как говорится, но не в секторе же надо было все это делать, тем более когда начался отсчет моей последней попытки! Она прыгала от радости, телевизионщики подбежали, чтобы этот момент запечатлеть -- в итоге я стала на разбег, когда у меня на попытку осталось всего 15 сек. Времени просто не хватило, чтобы в себя прийти.
Более того, Барбара просто не по-спортивному себя повела. Это, подчеркиваю, я уже потом увидела. Села на колено возле дорожки во время моего броска и стала делать какие-то заклинания. Я сейчас прокручиваю все назад и понимаю, как нужно было вести себя в тот момент. Надо было сказать судьям: уберите ее, что она делает во время моей попытки возле дорожки разбега? Но я этого не сделала, просто впервые оказалась в такой ситуации. А потом читала ее интервью, где она говорила о том, что была абсолютно уверена, что я не метну дальше. Тогда зачем присела на колено рядом с дорожкой разбега во время моей заключительной попытки?
-- Чувствуется, что у вас очень «теплые» отношения со Шпотаковой?
-- У нас были прекрасные отношения до тех пор, пока я не метнула копье в Пекине за семьдесят метров. Мы уже давно выступаем вместе. Год назад, на чемпионате мира в Осаке, я ее поздравила с победой. Она тогда в ответ сказала: «Ты тоже себя еще покажешь -- я это знаю». А потом читаю в нашей, российской газете, в интервью, взятом у Барбары у нее дома, о том, что я вдруг появилась в Пекине...Было несколько обидно читать такое.
Да если уж на то пошло, я многое могла бы сказать о ее беге во время броска: кривой, косой, как хотите называйте. Но финальная часть попытки, что тут говорить, прекрасная -- почти идеальное попадание в копье. Не буду скрывать: в этой части я у нее учусь, но насчет бега -- извините.
-- Вы сказали, что уже год прошел после пекинской Олимпиады, а вы не можете все переварить. Она вам снится?
-- Нет, хотя недавно приснился очень смешной сон. Как будто Шпотакова и Обергфолль приехали на Мемориал братьев Знаменских, а я их встречаю в Шереметьево. С Кристиной мы обнимаемся, весело о чем-то беседуем. Все, как и в реальной жизни... Это не Шпотакова и тем более не ее тренер, который смотрит на меня и не видит. Сквозь! Не здоровается, как будто меня вообще не существует. Смешно все это! Так вот, я с Обегфолль во сне обнимаюсь, и тут на эскалаторе появляется плачущая Шпотакова.
-- Так может, этот сон в руку. Заставьте ее реально плакать на предстоящем чемпионате мира в Берлине!
-- Все, естественно, сделаю для того, чтобы ее обыграть. Но, если честно, в Берлине мне больше доставит удовольствие победить немку Кристину Обергфолль. Шпотакова, конечно, сильна, но главным фаворитом на этом чемпионате я, безусловно, считаю Обергфолль. Мотивация у нее сумасшедшая. Давно выступает: сначала ей не позволяла выйти на первые позиции Менендес, потом появилась Шпотакова. Я опять же... А теперь у нее наконец-то есть прекрасный шанс стать первой. Тем более у себя дома, и она, кто бы сомневался, постарается его не упустить. Вот ее бы в ее таком ее психологическом состоянии обыграть! Если это получится, тогда есть вариант стать чемпионкой мира.
Беседовал Борис ВАЛИЕВ