|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будет третьим
В России создана еще одна служба по борьбе с отмыванием денег
История с созданием в России финансовой разведки приобретает все более причудливые формы. Вчера руководство МВД РФ объявило, что в своем ведомстве по инициативе министра Грызлова создает новое спецподразделение -- по выявлению фактов отмывания денег. Таким образом, в стране стало теперь три официальных структуры по противодействию легализации преступных доходов: уже есть Межведомственный центр (МВЦ) при МВД РФ и комитет по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине. При этом полноценными ни одну из них назвать нельзя. МВЦ доживает последние дни и вскоре будет закрыт, КФМ еще в стадии становления, а насколько успешной станет деятельность детища г-на Грызлова, пока можно только догадываться.
Сразу после принятия «антиотмывочного» закона начались споры, кто же будет заниматься его выполнением. На эту роль претендовало большинство силовых ведомств, но победил в результате гражданский Минфин -- именно при нем был создан КФМ. Силовики на это сразу заявили, что «антиотмывочный» закон имеет массу недостатков, а если его претворять в жизнь будет один КФМ, то это только осложнит ситуацию. В самом КФМ на эти нападки реагировали спокойно, до последнего уверяя, что они сами способны решить все проблемы.
Изменилась ситуация после визита в Москву в марте представителей FATF (международной организации по борьбе с отмыванием денег), которые остались недовольны как общей ситуацией с отмыванием денег в России, так и отчасти работой КФМ. Как отметили наши источники, иностранцы констатировали, что структура для вычисления «грязных» денег -- КФМ -- у нас есть, но как она реализует свои сведения, непонятно, а значит, не видно и каких-либо ощутимых результатов.
После этого вице-премьер Алексей Кудрин и глава КФМ Виктор Зубков заговорили о необходимости внесения поправок в «антиотмывочный» закон, а также о расширении полномочий КФМ -- в первую очередь по наделению его функциями отслеживания источников финансирования терроризма. Причем чиновникам явно надо было спешить, поскольку уже в июле FATF будет решать вопрос, стоит ли вычеркивать нашу страну из «черного списка» «стран-прачечных». В рамках этой своеобразной «программы» подготовки к предстоящему заседанию FATF и встал вопрос о создании новой структуры, способной на деле реализовать наработки КФМ.
По нашей информации, вначале рассматривался вопрос о том, чтобы этим занимался МВЦ при МВД -- подразделение, созданное решением правительства еще два года назад, но практически прекратившее работу после создания КФМ. Однако, по данным наших источников, руководство КФМ выступило против такого варианта. МВЦ -- межведомственная структура и, следовательно, должна по статусу координировать работу всех других структур по борьбе с легализацией, в результате чего роль КФМ резко уменьшилась бы.
Потом рассматривался вопрос о создании в МВД целого управления по борьбе с отмывкой денег. Но и эта идея не подошла, поскольку создать новое управление можно только указом президента, и времени на его подготовку уже нет. Тогда был найден компромиссный вариант -- создать при ГУБЭП МВД РФ оперативно-розыскное бюро (ОРБ) по выявлению преступлений, связанных с отмыванием денег. По предварительным данным, в него войдут четыре отдела, а общая численность сотрудников составит 50 человек. Причем один отдел займется исключительно выявлением каналов финансирования террористов.
Схема взаимодействия КФМ и ОРБ предполагается следующая. Комитет будет собирать и анализировать информацию, а потом передавать ее в бюро. Сотрудники ОРБ, имеющие право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, станут проводить уже свою работу, и в случае необходимости возбуждать уголовные дела. Попутно ОРБ будет и самостоятельно выявлять преступления, связанные с отмыванием денег. Причем, по нашей информации, основным в связке КФМ--ОРБ будет все же комитет. Эта идея понравилась Виктору Зубкову, который уже вчера имел беседу с главой ГУБЭП Алексеем Орловым. По ее окончании г-н Зубков заявил, что поддерживает инициативу г-на Грызлова и появление нового подразделения сделает «деятельность по пресечению легализации преступных доходов еще более эффективной».
Александр ШВАРЕВ