Время новостей
     N°93, 28 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2002
Запах Каспия возбуждает бизнес
Москва, Баку и Астана консолидируются
В местечке Тинаки под Астраханью, там, где Волга действительно впадает в Каспийское море, на днях прошла международная конференция «Каспий ХХI. От политики -- к бизнесу». Еще год назад, когда в Тинаки проходил первый каспийский форум, было трудно себе представить, что так скоро наступит время, когда политические склоки в регионе наконец начнут уступать место борьбе за конкретный бизнес.

«Запах нефти возбуждает дельцов и политиканов, и если окропить его духом сотрудничества, то это пойдет на благо всем народам, живущим на берегах Каспия» -- так красочно обрисовал ситуацию Массуд Солтанифар, губернатор иранской провинции Гилян, глава многочисленной делегации своей страны. Впрочем, о нефтяном бизнесе у берегов Ирана в Тинаки речи не было, серьезных запасов нефти там пока не разведано. Задача у г-на Солтанифара была другая -- пролоббировать установление особых отношений своей провинции с Астраханской областью, вплоть до открытия консульств двух стран и разрешения на безвизовые поездки. Говорят, что президент России Путин во время недавнего пребывания в Астрахани поручил российскому МИДу проработать этот вопрос. Если «добро» будет получено, то астраханцам станет гораздо легче навестить знакомых в Персии, чем родственников в Туркмении.

Однако совсем без политики о делах каспийских говорить рано. Напомнил об этом тот же иранский губернатор, заявив, что «Каспий должен оставаться демилитаризованным морем, и это базовая установка для атмосферы сотрудничества». «Основа каспийского урегулирования -- советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов, -- продолжил он. -- Иран не отступит от своих требований, выступая за право всех стран региона пользоваться ресурсами и божественными благами Каспия, не допуская к ним внерегиональные государства».

То есть спустя месяц после ашхабадского саммита по Каспию, где, в частности, из-за жесткой позиции Тегерана поиски компромисса в выработке нового статуса моря были отодвинуты в неопределенное будущее, ничего нового в персидском подходе не появилось. С другой стороны, иранцы -- опытные дипломаты, и они не упускают ни одной возможности, чтобы снова и снова пообсуждать проблему. В отличие, скажем, от их туркменских соседей, которые по сложившейся традиции проигнорировали очередную каспийскую конференцию. На просьбу прокомментировать этот демарш один из высокопоставленных членов российской делегации пожал плечами: «Туркменбаши однажды заметил, что дураков на важные мероприятия он не посылает, а умных, видимо, у него мало осталось...»

Конца спора Ашхабада и Баку из-за месторождений на Каспии не видно, а вот диалог Азербайджана и Ирана по тому же поводу идет. В результате недавней поездки президента Гейдара Алиева в Тегеран стороны договорились о визите в июле в Баку делегации иранских экспертов по Каспию во главе с замминистра иностранных дел Мехди Сафари.

Иранцы, похоже, понимают: надо спешить. Скоро на Каспии может сложиться такая ситуация, что проблема выработки нового статуса водоема станет неактуальной. Близится подписание соглашения о разделе дна северной части Каспия между Россией и Азербайджаном. Это должно произойти 9 июня в Санкт-Петербурге, куда специально для этого на встречу с Путиным прилетит г-н Алиев. Накануне астраханской конференции российский и азербайджанский спецпредставители по Каспию Виктор Калюжный и Халаф Халафов согласовали координаты модифицированной срединной линии раздела. Остается внести ясность в судьбу нефтяного месторождения Ямало-Самур, лежащего на этой линии, для этого г-н Халафов на днях снова появится в Москве. Ранее соглашения по разделу наиболее богатых нефтью и газом северной и центральной частей Каспия заключили Москва и Астана, а также Баку и Астана. И после договоренности Москвы и Баку уже ничто не остановит их освоение.

«Будоражащим запахом» бизнеса повеяло в Тинаки из выступлений руководителей Каспийской нефтяной компании (КНК), образованной в равных долях ЛУКОЙЛом, ЮКОСом и «Газпромом», а также «Объединенных машиностроительных заводов» («Уралмаш»). КНК заявила о претензиях стать уполномоченной российской компанией по разведке и освоению месторождения Курмангазы, находящегося под юрисдикцией Казахстана. А представители промышленника Кахи Бендукидзе готовы стать основными поставщиками нефтебурового оборудования для всех, кто работает на Каспии.

Виктор Калюжный, правда, призвал не «раскатывать губы» раньше времени: все будет решать российское правительство. По словам замминистра иностранных дел России, на Курмангазы хотят работать и «Роснефть», и Тюменская нефтяная компания. А про «Уралмаш» и Бендукидзе, стремящихся на Каспий, г-н Калюжный услышал в Астрахани в первый раз. Но теперь явно не в последний. Большой бизнес начал серьезную гонку за каспийскими трофеями.

Аркадий ДУБНОВ, Астрахань--Москва