|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Музей ворованных искусств
В Швейцарии арестован похититель-рекордсмен
Редчайшая табакерка русских царей, украденная из музея в Цюрихе, стала одним из 239 произведений искусства, которые составили личную коллекцию 31-летнего официанта из Базеля Штефана Брайтвизера. Следственный судья из Люцерна Эмиль Биршлер предал гласности признания уникального вора, который с 1995 года совершил 174 ограбления в музеях семи европейских стран, но никогда не продавал свою добычу. По оценке экспертов, стоимость украденного в общей сложности составляет порядка 2--3 миллиардов франков (до 2 миллионов долларов).
Брайтвизер никогда не взламывал замки и охранные системы. Он крал средь бела дня, пока его подруга Анн-Катрин Клайнклаус стояла на стреме или отвлекала внимание музейных работников. Первую операцию он провел в музее замка Грюйер в Швейцарии в 1995 году. В 1997 году вора арестовали в Люцерне, однако ему удалось отделаться условным приговором. Но этот город стал для него роковым: его взяли после кражи старинного охотничьего рожка XVII века из музея Рихарда Вагнера после того, как его опознал на выходе репортер уголовной хроники из местной газеты.
Внучатый племянник эльзасского художника Роберта Брайтвизера с детства любил искусство и мечтал открыть собственный музей. Но, начав откладывать деньги, он быстро понял, что никогда не соберет сумму, достаточную для того, чтобы приобретать работы любимых мастеров фламандской школы. Тогда он решил действовать нелегально, таща в родной дом в эльзасском городке Эшенцвиллере витражи, статуэтки, шкатулки, оружие, книги, ювелирные изделия, керамику и фарфор, полотна таких мастеров, как Питер Брейгель, Кранах-старший, Антуан Ватто, Франсуа Буше.
Несмотря на признания любителя искусства, большинство украденных им произведений, вероятно, утеряно навсегда. Дело в том, что его мать, Мирей Брайтвизер, узнав об аресте сына, принялась уничтожать экспонаты его «музея». Французская полиция явилась к ней с обыском лишь через три недели после запроса из Швейцарии, и за это время она изрезала в мусор многие холсты, книги и гобелены и выбросила в канал Рейн-Рона 107 произведений искусства. Но, будучи женщиной набожной, все же не тронула произведения на религиозные темы. В частности, «Мадонну с младенцем» работы 1517 года, украденную во Франции, она тайком оставила в одной часовне неподалеку от дома. Сотня работ, в основном ювелирные изделия, находится на реставрации в Кольмаре, но некоторые вещи, в том числе русскую табакерку, отыскать пока что не удалось.
«Брайтвизер очень переживал за судьбу украденных сокровищ и начал признаваться, чтобы их смогли отыскать, -- сказал судебный следователь Александр фон дер Мюль из Лозанны, также участвовавший в допросах Брайтвизера. -- Он очень расстроился, узнав, что многие произведения уничтожены».
У фон дер Мюля, тоже большого любителя искусства, даже возникла симпатия к подследственному. «У него определенно был вкус! -- рассказал он. -- Конечно, он страдал навязчивой идеей обладания. Но он не коллекционировал все подряд... Правда, насчет некоторых вещей я с ним не соглашался. Я ему говорил: «На вашем месте я бы скорее взял то-то!»
Брайтвизеру грозит десять лет строго тюремного заключения, его подруга предстанет перед судом как сообщница, а мать -- за хранение краденого. Пока неизвестно, где будут судить музейного вора, ибо его экстрадицию запросили другие пострадавшие страны, прежде всего Франция, чьим гражданином он является.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева