|
|
N°141, 07 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пробный шар
В Петербурге начали возбуждать уголовные дела против "лотерейных" клубов
Игорный промысел под видом организации лотерей стал уголовно преследуемым деянием. В конце июля следственные подразделения правоохранительных органов Петербурга начали расследование фактов незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ) в отношении трех юридических лиц -- предприятий, управлявших залами с "однорукими бандитами", замаскированными под невинное средство для розыгрыша призов.
Среди подозреваемых компании ООО "Меджик", ведавшая одним помещением, оборудованным "лотерейными" автоматами, ООО "АРТКонсталт" (два зала) и ООО "Мастер" (один зал). В одном месте торговали спичками, к которым прилагались бонусы в виде игры на модифицированном "одноруком бандите". В другом продавали бумажные лотерейные билеты, на номинал которых можно было сыграть в какие-нибудь crazy fruits, а потом в случае выигрыша поменять на рубли. В третьем лотерейные билеты были в виде магнитных пластиковых карт, напрямую, без оператора, взаимодействующих с автоматами.
Владельцев казино и игровых залов, чьи предприятия после 1 июля на всей территории России, кроме четырех существующих только на бумаге игорных зон, оказались вне закона, неоднократно предупреждали, что спрятаться под масками разного рода лотерей им не удастся. Но большинство предпринимателей продолжают держаться за свой бизнес, желая как можно дольше вытаскивать деньги из населения.
Из-за нехватки нормативных актов, подробно прописывающих деятельность лотерей, работать в этом направлении очень сложно. Специалисты надзорных ведомств, сотрудники милицейских отделов по борьбе с экономическими преступлениями и нарушениями на потребительском рынке буквально закапываются в документах. И эта работа дала результаты -- нашелся предлог для уголовного преследования квазилотерейного бизнеса.
В конце июля в отношении трех компаний, державших залы с "однорукими бандитами" в Кировском и Красносельском районах, было возбуждено три уголовных дела по фактам незаконного получения дохода в особо крупных размерах, то есть прибыли минимум в миллион рублей, полученных в период с 1 по 25 июля. Понятно, что ни одна локальная лотерея, в которой четко рассчитаны все доходы, образующиеся из разницы между сборами за тираж, долями на вознаграждения играющих и на текущие расходы предприятия, такого оборота не обеспечит.
Противозаконность же деятельности этих "лототронов" выражается в конкретной юридической формулировке. А именно, "лотерея", продающая билеты и предоставляющая услуги игры на электронном аппарате за вознаграждение, размер которого определяется случайным образом специальным устройством без участия организаторов игры, по закону лотереей не является. А является азартной игрой, которые в России запрещены.
Как рассказала корреспонденту "Времени новостей" заместитель начальника 4-го отдела Главного следственного управления ГУВД по Петербургу и Ленинградской области Ирина Пайметова, подобное определение оказалось хорошим подспорьем в работе: "Мы сформулировали его исходя из положений федерального закона 138-ФЗ "О лотереях". В результате нам удалось приостановить деятельность трех игорных клубов и изъять за июль более 350 игровых автоматов".
Узнав о прецеденте, выразившемся в уголовном преследовании, владельцы ряда залов игровых автоматов свой бизнес быстренько прикрыли. Один из таких предпринимателей признался корреспонденту "Времени новостей": "Мы не ожидали такого напора. Я лично закрываюсь. Ведь административный штраф -- это одно, а статья Уголовного кодекса РФ -- совсем другое".
Хотя это не значит, что правоохранительным органам придется сидеть без дела. Может быть, этот предприниматель и не лукавил, но в Сибирь и на Азов никто из адептов азартного бизнеса из Санкт-Петербурга ехать точно не собирается. Игроки, попавшие в зависимость от "одноруких бандитов", уже ходят в подпольные клубы, организованные на квартирах.
Например, Михаил Иванов, живущий на Пискаревском проспекте, рассказывает, что для него игра на автомате уже зависимость: "Когда у нас в микрорайоне клубы позакрывались, я буквально не знал, что мне делать. Пока не встретил знакомого бывшего администратора в игорном зале. Тот дал мне визитку с адресом. Говорит, заходи в любое время. Зашел. Это оказалась обычная квартира, расположенная в многоэтажном доме. Только вместо мебели -- автоматы. Там теперь и играю".
Похоже, с таким явлением сотрудникам милиции придется бороться, как с подпольными публичными домами и наркопритонами.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург