Время новостей
     N°141, 07 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2009
Летний пышноцвет
Украинские иконы, народное искусство и авангард в галерее «Проун»
В тени Малевича мало кто знает о его украинских земляках, тех мастерах, что определили своеобычный расцвет малороссийского авангарда. На выставке в галерее «Проун» до 17 сентября можно познакомиться с буйноцветием «шароварно-гопашной культуры», из которой, по мысли одного из авторов выставки Дмитрия Горбачева, и вышел мировой авангард.

Очень летнее от выставки впечатление. Отпускное, я бы сказал. В большинстве работ пышным бессовестным цветом цветут гигантские цветы. В каменном колодце «Винзавода» о них вспоминать особенно приятно -- медитативно пребываешь на залитом солнцем лугу с ромашками, колокольчиками и маками. Все исполинских размеров.

Да, конечно, можно подвести под все это многоцветие умные теоретические базы. Вспомнить, что орнамент спасал (заговаривал бесконечной тирадой) от хаоса, что архаичные и традиционные культуры питали жизненными соками мировой авангард, что акварели со сказочными птицами и корабликами крестьянки Галины Собачко-Шостак будут помощнее академических полотен Семирадского... Все так. Но теоретизировать и заниматься сличениями и сопоставлениями в данном случае уж совсем не хочется. Есть шанс стать просто благодарным зрителем радостного и щедрого искусства.

Благодаря выставленным коллекциям Константина Григоришина и Александра Парниса есть шанс открыть для себя изумительные миры одного из столпов харьковского авангарда Василия Ермилова. В его работах цветоморфной, органической структуре подчинены и футуристические литеры (художник оформлял книги великого будетлянина Велимира Хлебникова), и даже неоклассические интерьеры 50-х годов (подобно другим авангардным экспериментаторам после краха Великой утопии Ермилов пытался частично реализовать ее в оформлении домов будущих граждан земли -- во дворцах пионеров и октябрят). Благодаря представленным работам из собраний тех же Парниса, Григоришина, Горбачева есть шанс искупаться в живописных вихрях соратницы Ермилова Марии Синяковой. (В 1917 году харьковские кубофутуристы организовали группу «Союз семи», куда входили и Ермилов, и Синякова.) После цветоморфной эзотерики Марии Синяковой (в одной из ее композиций «Древо жизни» все мировые религии распускаются каноническими своими сюжетами из бутонов гигантского стебля -- мировой оси) легко прильнуть глазом к поражающим воображение иконам на стекле, писанным на Западной Украине в XIX столетии. Такие иконографические изводы встречаются -- просто диву даешься. Распятие соседствует с «Чудом Георгия о змие». Богоматерь с благословляющим Младенцем тут же рядом. И все образы полыхают витражными красками (иконы-то на стекле!). И все фоны заплетены все теми же роскошными цветами (даже дракон превращен в подобие экзотического представителя флоры). После выставки в малороссийский вояж отправиться просто необходимо. Благо пока еще август на дворе.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки