|
|
N°141, 07 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергополитический коктейль
Россия подыграла транзитным амбициям Турции в нефтегазовой сфере
Премьер-министр Владимир Путин вчера отработал в Анкаре всю запланированную программу российско-турецких переговоров и даже больше. Тема для обсуждения привычная -- потоки нефти и газа, которые могут идти через Турцию в Европу. К компании г-на Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана присоединился итальянский премьер Сильвио Берлускони.
Главной, хоть и ожидаемой новостью дня стало то, что все стороны, заинтересованные в проекте «Южный поток» (российский «Газпром» и итальянская Eni -- операторы, Турция пока транзитер, но участие все еще обсуждается), подтвердили намерение начать активные работы по его реализации.
Владимир Путин подписал все документы, подготовленные к визиту, а именно протоколы о сотрудничестве с Турцией в нефтяной и газовой сфере, и одобрительно наблюдал за подписанием приуроченных к визиту соглашений о сотрудничестве в атомной энергетике, образовании и сельском хозяйстве.
Уже в среду в Москве у представителей российского правительства не было сомнений, что все документы будут подписаны именно в запланированном формате. Вчера еще раз -- до подписания -- в этом заверил журналистов министр энергетики Сергей Шматко: «Турция фактически дала согласие на прокладку трубопровода по своей территории, и Россия готова начать строительство не позже 2010 года». Хотя, напомним, на первом этапе в протоколе закреплено лишь согласие на проведение изыскательских работ, по словам г-на Шматко, просто невероятно, что Турция отзовет разрешение на строительство по итогам изысканий. Анкаре выгодно иметь под рукой проект, альтернативный лоббируемому Евросоюзом газопроводу Nabucco (поставки в ЕС каспийского газа в обход России через Турцию), чтобы иметь фактор воздействия на партнеров. С другой стороны, разрешать строительство трубы у нее особых резонов нет, так как никаких транзитных сборов подводный участок не предполагает. Если только Россия не готова пойти на коммерческие уступки в других проектах, например расширение «Голубого потока» или гарантии поставок российской нефти по нефтепроводу Самсун--Джейхан.
Условия реализации этих проектов сейчас обсуждаются, и, возможно, участие во вчерашних переговорах г-на Берлускони (Eni является партнером «Газпрома» по «Голубому потоку» и соучредителем нефтепровода Самсун--Джейхан) должно было способствовать достижению политических договоренностей на высоком уровне и в трехстороннем формате.
С другой стороны, привлечение Турции к «Южному потоку» и обсуждение присоединения России к турецкому нефтепроводу выглядит симметричным ответом на неожиданный демарш Болгарии, новое правительство которой в конце июля заявило о временной приостановке переговоров с Москвой по «Южному потоку», нефтепроводу Бургас--Александруполис (конкурент Самсун--Джейхана) и строительству АЭС на неопределенный срок.
Владимир Путин объявил о вхождении России в проект строительства нефтепровода Самсун--Джейхан, который с полным основанием считается конкурентом другому проекту с российским и болгарским участием -- нефтепроводу Бургас--Александруполис. Россия по-прежнему заинтересована в последнем, но очевидно, что участие в проекте Самсун--Джейхан может принести дополнительные политические дивиденды. Российские чиновники не скрывали, что именно в обмен на добрую волю Турции в проекте газопровода «Южный поток» Москва согласилась на участие в строительстве нефтепровода Самсун--Джейхан.
И все же премьер-министры России и Турции на совместной пресс-конференции после подписания документов старались лишний раз подчеркнуть, что ни газопроводы «Южный поток» и Nabucco, ни нефтепроводы Бургас--Александруполис и Самсун--Джейхан не являются непримиримыми конкурентами.
«Южный поток» не закрывает Nabucco, и с точки зрения потребителей мы не против. Конкуренция между проектами Самсун--Джейхан и Бургас--Александруполис еще меньше, объем добычи может распределиться (между проектами. -- Ред.). А чем больше инфраструктурных проектов, тем лучше -- это создает надежную и стабильную систему энергоснабжения Европы», -- говорил Владимир Путин.
«Южный поток» и Nabucco не являются конкурентами, это как расширение ассортимента, диверсификация», -- со своей стороны обосновывал участие Турции в обоих проектах Реджеп Тайип Эрдоган, прекрасно понимая, что их реализация сделает Турцию одним из важнейших транзитеров энергоносителей в Европу. Сильвио Берлускони в оба уха слушал переводчиков (один переводил с турецкого, другой -- с русского) и согласно кивал.
Российские журналисты пытались уточнить подробности совместных экономических проектов, но не добились успеха. Турецкие журналисты спросили о политической составляющей визита и поинтересовались мнением г-на Путина о кипрской и карабахской проблемах. Но премьер-министр четко обозначил полномочия: заявил о стремлении России наладить мир и отослал к президенту Дмитрию Медведеву, который теперь заведует внешнеполитическими вопросами. «Мы за справедливое решение (кипрского. -- Ред.) вопроса и поддерживаем планы международных организаций... Мы готовы поддерживать и развивать экономические отношения с обеими частями Кипра», -- сказал премьер. Что касается Карабаха, тут Владимир Путин похвалил своего непосредственного начальника: «Президент Медведев регулярно встречается с лидерами обоих государств и проводит большую позитивную работу. Мы заинтересованы в этом урегулировании, а не в конфликтах на Кавказе, но мы не можем подменять собой одну из сторон, мы можем быть лишь гарантами договоренностей».
Хотя Владимир Путин и заявил, что Россия и Турция «договорились обо всем», о чем планировали, подробности многих проектов еще неясны. Это касается как «Южного» и «Голубого потока-2», так и строительства АЭС. Министры энергетики двух стран подписали протокол о сотрудничестве, но вчера так и не была оглашена компромиссная цена электроэнергии на будущей первой турецкой АЭС, стоимость проекта (предварительная оценка -- 18--20 млрд долл.) и не подтверждено предоставление льготного связанного кредита, который, как ожидалось, Россия предоставит Турции под строительство этой атомной станции.
Юлия МИРОНОВА, Анкара