|
|
N°140, 06 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Объединительный процесс
Обвинение по делу об убийстве Анны Политковской согласилось с потерпевшими
Вчера в Московском окружном военном суде (МОВС) начался повторный процесс по делу об убийстве 7 октября 2006 года журналистки Анны Политковской. После того как в феврале этого года коллегия присяжных единогласно оправдала всех обвиняемых, стало понятно: чтобы не наступить на те же грабли на повторном процессе, который стал возможен после отмены Верховным судом вердикта коллегии в конце июня, Генпрокуратура должна что-то поменять.
Что именно, выяснилось на вчерашнем заседании. Представитель гособвинения неожиданно поддержал ходатайство потерпевших о возвращении дела прокурору для объединения его с делом в отношении предполагаемого киллера Рустама Махмудова, а также неустановленных заказчиков преступления. Отметим, что дело в отношении трех фигурантов настоящего процесса следователь Петрос Гарибян выделил в отдельное производство еще 16 июня 2008 года. Теперь Генпрокуратура дала понять, что не прочь вновь их объединить. А адвокаты потерпевших почти не сомневаются, что так в итоге и произойдет.
Уже за полчаса до начала заседания у входа в здание суда столпилось несколько десятков телерепортеров, перед которыми коротко выступила один из адвокатов потерпевших Анна Ставицкая. После того как все участники процесса заняли свои места в зале суда, выяснилось, что не хватает одного из подсудимых -- Ибрагима Махмудова. Адвокаты объяснили это тем, что он по пути в суд попал в пробку и должен прибыть с минуты на минуту. Г-н Махмудов вместе с родителями действительно вскоре прибыл, и судья Николай Ткачук перешел к повестке.
Председательствующий обратился к потерпевшим с вопросом, поддерживают ли они свой иск, заявленный в ходе первого процесса к братьям Махмудовым и Сергею Хаджикурбанову -- о взыскании с них 10 млн руб. «В настоящей стадии поддерживаем», -- сказали дети журналистки -- Илья и Вера Политковские.
Затем потерпевшая сторона заявила письменное ходатайство о необходимости возвращения дела прокурору. В качестве обоснования подобного прошения адвокат Анна Ставицкая отметила необходимость соединения двух уголовных дел (одно из них повторно рассматривается в МОВС) с основным делом, которое в настоящее время расследуется Генпрокуратурой в отношении неустановленных заказчиков преступления, а также находящегося в розыске предполагаемого киллера Рустама Махмудова.
Кроме того, в ходатайстве потерпевшая сторона в качестве основания для возвращения дела в прокуратуру отметила необходимость исправить многочисленные огрехи, допущенные следствием. «Главный недостаток следствия -- то, что не установлены все лица, причастные к убийству, -- его организаторы, заказчик, «финансисты» и исполнитель. Такой подход уже показал свою неэффективность», -- сказала адвокат.
Г-жа Ставицкая отметила, что в ходе прошлого процесса была установлена грубейшая ошибка в определении времени убийства. По версии следствия, оно произошло за одну минуту, а в суде выяснилось, что убийство заняло менее 30 секунд. «Если будет установлено, что убийство не может быть совершено за 27 или 26 секунд, то человек, который вошел в подъезд за десять минут до Политковской и вышел через минуту, был отвлекающим, а настоящий убийца зашел в подъезд раньше», -- сказала г-жа Ставицкая. Кроме того, она указала, что ряд свидетелей видели людей, следивших за журналисткой перед убийством, но их личности так и не были установлены.
Напомним, что обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в Москве 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице. По версии следствия, организатором убийства был бывший оперативник УБОП Сергей Хаджикурбанов, который раздобыл оружие и передал его братьям Махмудовым. Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым инкриминировалась слежка за журналисткой, кроме того, они якобы несколько раз репетировали убийство вместе со своим старшим братом Рустамом, которому следователи отвели роль киллера. Имя заказчика преступления до сих пор неизвестно.
Четвертый подсудимый -- подполковник ФСБ Павел Рягузов -- сначала подозревался в соучастии в убийстве журналистки, но обвинения ему в итоге предъявили по другому эпизоду. В 2002 году вместе с Сергеем Хаджикурбановым он якобы участвовал в вымогательстве денег у предпринимателя Эдуарда Поникарова. Однако даже сам факт вымогательства присяжные сочли недоказанным, полностью оправдав по этому эпизоду обоих фигурантов. По обвинению в соучастии в убийстве Политковской братья Махмудовы и г-н Хаджикурбанов 19 февраля 2009 года также были полностью оправданы. Генпрокуратура обжаловала оправдательный приговор, вынесенный на основании решения коллегии, в Верховном суде РФ. 25 июня протест прокуроров был удовлетворен, а дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
Письменное ходатайство также заявил Сергей Хаджикурбанов. В настоящее время он единственный из всех фигурантов остается под стражей, так как проходит в качестве обвиняемого по делу о вымогательстве 350 тыс. долл. у Дмитрия Павлюченкова. Последний был одним из ключевых свидетелей обвинения на первом процессе по делу Политковской. Вчера г-н Хаджикурбанов попросил суд объединить два этих дела и рассматривать их вместе. Кроме того, отметив, что не имеет средств, чтобы нанять себе адвоката, он обратился к суду с просьбой разрешить его другу Алексею Михальчику защищать его в суде.
После этого судья попросил всех участников процесса выразить свое отношение к заявленным ходатайствам. «Я не согласна с мнением потерпевшей стороны о том, что обвинительное заключение составлено с нарушениями. По формальным требованиям обвинительное заключение соответствует УПК», -- сказала гособвинитель Амалия Устаева. В то же время она заявила, что считает возможным возвращение дела прокурору для его объединения с делом в отношении предполагаемого исполнителя Рустама Махмудова. «Я полагаю, что для полноты расследования уголовное дело, расследование по которому продолжается, возможно соединить с этим делом», -- сказала г-жа Устаева, добавив, что возражает против объединения данного дела со вторым делом в отношении Хаджикурбанова.
«Я не считаю, что возврат дела будет способствовать объективному расследованию. Следствие выделило дело в отдельное производство, попробовало его в суде, им не понравился результат, и они решили бросить его в общую кучу», -- заявил адвокат Мурад Мусаев, представляющий интересы Джабраила Махмудова. По его мнению, прокуратура просто пытается избежать второго оправдательного приговора по делу об убийстве Политковской. По его мнению, возвращение дела прокурору «состоится не потому, что потерпевшие хотят эффективного расследования, а потому что это в интересах гособвинения, Генпрокуратуры и СКП РФ».
Защита подсудимых заявила, что объединение двух дел об убийстве Политковской допустимо, но, по ее мнению, эти дела также необходимо объединить со вторым делом Хаджикурбанова. «На днях второе дело Хаджикурбанова должны передать в Таганский суд Москвы. Согласитесь, невозможно одновременное рассмотрение двух дел в отношении одного человека в разных судах Москвы», -- отметил г-н Мусаев.
Адвокат Саидахмед Арсамерзаев, представляющий интересы Ибрагима Махмудова, отметил, что хотя ходатайство потерпевших не соответствует интересам подсудимых, из уважения к ним защита его поддерживает. «В моей практике было немало случаев, когда дело уходило на доследование, а в суд затем не возвращалось. Прекращение дела, приостановление -- там может быть много оснований», -- добавил г-н Арсамерзаев. Суд вынесет решение по заявленным ходатайствам 7 августа.
Анатолий КАРАВАЕВ