|
|
N°141, 07 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Размер не имеет значения
Правительство запуталось в регулировании алкогольной и табачной отрасли
Правительство, похоже, передумало латать дыры в бюджете за счет повышения акцизов. Запланированная ранее алкогольно-табачная акцизная реформа приостановлена из-за опасений массового появления контрафакта. Повышение спиртовых акцизов предварительно решено заменить введением квот для предприятий по производству вина и водки.
В первоначальном варианте проекта бюджета следующего года, который правительство обсуждало на прошлой неделе, предлагалось, в частности, повысить сиавки на алкоголь, табачные изделия и ставку НДПИ на газ. По акцизам на алкоголь фигурировало 30-процентное увеличение ставки, по табаку -- 40-процентное. В отношении пива предлагалось повысить акциз сразу на 190%. Рост ставки акциза на пиво призван был стать разменной монетой в вопросе о непризнании пива алкогольным напитком (что повлекло бы распространение на него алкогольных запретов). Предлагавшийся уровень индексации акцизов был не столько беспрецедентен, сколько неуместен именно в кризис. Пять лет назад правительство провело значительно более существенную акцизную реформу, однако рынок тогда переварил эти цифры. В кризис же, как уверяли участники рынка, резкие манипуляции с акцизами вызвали бы рост контрафакта на алкогольном рынке и вымывание из продажи дешевых «народных» сигарет.
Эксперимент по антикризисному повышению акцизов уже провела Украина. Майское повышение акцизов в соседней стране не принесло желаемых результатов. Несмотря на то что акцизы на табачные изделия были повышены в 2,5 раза, бюджет недополучил более 40% запланированных отчислений. Не исключено, что пример соседей заставил правительство пересмотреть свои взгляды на акцизную реформу. Увеличивать поступления в бюджет от акцизов решено не их размерами, а качеством администрирования. То есть борьбой с широко практикуемым безакцизным производством путем квотирования.
Если решение о квотировании будет одобрено, вся сумма акциза будет оформляться как предоплата. Эта сумма заранее будет взиматься с винно-водочных заводов на весь объем спирта, который предполагается использовать в производстве. Все производители должны будут получать специальное разрешение на покупку спирта. Правда, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что квотирование вряд ли удастся ввести в кризисные 2009--2010 годы. Скорее всего система будет доработана и одобрена позже.
Технически это будет выглядеть так: завод обязан сразу перечислять в бюджет акциз за весь объем спирта, который фигурирует в договоре с поставщиком спирта. Как вариант можно будет предоставлять на сумму акциза банковскую гарантию. Система квот уже практиковалась в России, но тогда квоты обусловливали физический объем спирта, который разрешено приобрести заводам; сейчас же квоты будут представлять собой механизм предоплаты акцизов. Участники рынка считают, что возврат к квотам бессмыслен, если не сказать вреден. Квотирование означает прямой путь к коррупции, полагает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, предприятия будут действовать по очень простой схеме, получая заниженные нормы на спирт.
Вводя новую систему квот, государство фактически признало полное фиаско в многолетней борьбе за легализацию рынка. Неработающая система ЕГАИС и никак не проявившая себя недавно созданная Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не являются в представлении правительства надежными контролерами алкогольной отрасли.
Нормативных актов по введению системы квот нет, и как будет работать новая система на практике, пока не знают ни производители, ни чиновники. Правда, план действий правительства по табачным акцизам еще более непонятен. При наличии комбинированной системы взимания акцизов (фиксированная ставка плюс процент от цены) и наличии минимального порога акциза каждое повышение акцизов в части адвалорной (процентной) составляющей влечет за собой очередной передел рынка и закрытие фабрик, производящих дешевую продукцию. В результате индексация акцизов, вымывая участников рынка нижнего, наиболее дешевого сегмента, оказывается выгодна крупным транснациональным компаниям.
Ирина СКЛЯРОВА