|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не легли на рельсы
Челябинские власти отказались регулировать железнодорожные тарифы
В Челябинской области разгорелся конфликт между местной исполнительной властью и руководством Южно-Уральской железной дороги. Поводом послужила отмена железнодорожниками десяти пар электропоездов. Противостояние вылилось в обильные взаимные обвинения сторон с упоминанием всех грехов прошлого. В конфликт в срочном порядке пришлось вмешаться руководству МПС, для чего в Челябинск был откомандирован первый заместитель министра путей сообщений РФ Вадим Морозов. Все выходные дни он проводил консультации с вице-губернатором Челябинской области Владимиром Дятловым, заместителем председателя законодательного собрания области Виктором Чернобровиным и начальником Южно-Уральской железной дороги Юрием Дьяконовым. Однако ни областные власти, ни железнодорожники предпочитают не комментировать итоги визита московского гостя, из чего можно предположить, что «рельсовая война» на Южном Урале не закончилась.
Все началось с того, что еще в марте этого года Южно-Уральская железная дорога предложила губернатору области Петру Сумину согласовать новый среднезонный тариф на проезд в пригородных электричках, увеличив его с 3 до 6 руб., однако получила отказ под тем предлогом, что уже действующие тарифы на пригородное сообщение ЮУЖД превышают в полтора раза тарифы в Башкирии, Свердловской и Тюменской областях. Это не успокоило южноуральских железнодорожников. Однако их предложение компенсировать убытки от пригородного сообщения также не было принято. Мотивировка сходная: «Анализ ситуации по другим регионам России показал, что компенсация на других территориях в полном объеме не осуществляется, а ограничена компенсацией льгот ветеранам и инвалидам».
И вот с середины мая руководство ЮУЖД отменило 10 пар электропоездов. Реакция областных властей была несколько запоздалой, но довольной жесткой. «Это больше похоже на шантаж, попытку решить ведомственные интересы за счет населения», -- заявил вице-губернатор Владимир Дятлов. Экономические «расклады», представленные железнодорожниками, его ни в чем не убеждают. Пригородные перевозки в Челябинской области всегда финансировались за счет прибыльных грузовых. По словам г-на Дятлова, рост промышленного производства в 1998--2001 годах обеспечил увеличение грузооборота на территории области на 38%. Ссылки на повышение с 1 марта тарифов на электроэнергию вице-губернатор отметает: для пригородных перевозок тариф на электроэнергию остается неизменным с 2000 года и на сегодняшний день ниже тарифов для населения. Кроме того, южноуральские власти недовольны тем, как железнодорожники рассчитывают свои убытки от пригородного сообщения (более 400 млн руб.).
«Они ведут учет своих расходов котловым методом, а затем делят их с помощью коэффициентов. С 1998 года соотношение тарифов грузовых и пригородных перевозок существенно изменилось, но коэффициенты никто не пересчитывал. При таком подходе пригородное сообщение с каждым годом будет все более и более убыточным», -- заявил Владимир Дятлов. Самый же главный аргумент областных властей такой: чтобы покрыть убытки, рассчитанные по «ущербной» методике МПС, нужно будет увеличить стоимость проезда на пригородных поездах в шесть-семь раз. Однако в этом случае население предпочтет электричкам более комфортные автобусы.
В этой ситуации правительство Челябинской области заявило, что снимает с себя всякую ответственность по государственному регулированию тарифов на услуги МПС. Начальник ЮУЖД проинформирован, что железнодорожники могут самостоятельно принять решение о величине среднесезонного тарифа на пригородные перевозки. Вместе с тем, уточнил Владимир Дятлов, отменив электрички, руководство ЮУЖД нарушило права потребителей, которые приобрели проездные билеты на месяц вперед. Территориальное управление Министерства по антимонопольной политике РФ начало свое расследование.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург