|
|
N°140, 06 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бурные каникулы
В августе поклонники Королевских гонок не скучали
Перерыв в гонках «Формулы-1», растянувшийся на месяц, не оставил болельщиков без новостей. Самым обсуждаемым событием, конечно, стало возвращение за руль гоночного болида семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Немецкий гонщик, ушедший из Больших призов в 2006 году, все еще продолжает оставаться самой популярной фигурой мирового автоспорта. У него всегда было много как фанатичных поклонников, так и ярых противников.
И даже сейчас, когда с момента его последнего выступления в «Формуле-1» прошло без малого три года, карьера Шумахера остается предметом ожесточенных споров между ними. Возвращение Красного Барона, как некогда гонщика прозвали журналисты за непобедимость, которой он напоминал немецкого летчика-аса первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтгофена, летавшего на истребителе, раскрашенном в красные цвета, также вызвало неоднозначные оценки. В преимущественно радостном хоре комментариев встречаются и предостерегающе-недоуменный вопрос: «И зачем это ему нужно?», и враждебно-скептические реплики вроде: «Пусть возвращается -- хлебнет позора».
Михаэль Шумахер, покинув «Формулу-1», не остался вне моторспорта. Он выступал на картинговых турнирах, ежегодно принимал участие в шоу «Гонки чемпионов», кроме того, он по-прежнему упорно стремится освоить мотоцикл. Немецкий гонщик уже предпринимал попытки выступать в чемпионате по кольцевым гонкам на мотоциклах. Правда, пока не очень успешно. Зимой он даже серьезно повредил шею после падения во время очередного тест-драйва, что может осложнить прохождение медкомиссии, обязательной перед допуском на старт Гран-при. Так что избитое выражение «скорость у него в крови» -- это точное определение характера Шумахера.
Нельзя забывать и обстоятельства его «добровольного» ухода из Больших призов. Есть свидетельства, что Шуми просто вынудили «отправиться на пенсию», потому что в его тени не могли раскрыться молодые таланты, а интерес к «Формуле» стремительно падал из-за бесконечных побед немца. И хотя на тот момент титулом уже два года владел Фернандо Алонсо, все равно основным соперником для всех оставался именно Шумахер. Эта неудовлетворенность также могла стать причиной скоротечного согласия на призыв заменить травмированного Фелипе Массу. Даже босс «Феррари» Лука ди Монтеземоло был немало удивлен столь быстрому ответу от своего подчиненного. Михаэль всегда выражал преданность «Феррари» и, как и обещал, закончил карьеру гонщика именно в ней. Завершив выступления, он продолжал работать в скудерии консультантом, но это была скорее почетная должность, так как реально влиять на командную политику он не мог. Шумахер являлся больше носителем победного духа и преемственности поколений. Пока дела шли хорошо, от него больше ничего и не требовалось. Но когда команда попала в полосу неудач, Шуми не колеблясь пришел на помощь.
В этом году дела в «Феррари» не заладились с самого начала. Провальный старт, с самой затяжной безочковой серией гонок в истории команды, постоянные технические проблемы, неконкурентоспособная машина заставили руководство конюшни искать способы выхода из кризиса. Как вариант рассматривалось предложение Шумахеру занять место одного из действующих пилотов. Об этом недавно признался сам Монтеземоло. Но если бы не травма Массы, Михаэль вряд ли согласился вновь участвовать в Гран-при. Он не раз подчеркивал, что «Формула-1» для него в прошлом. И никакие деньги или другие аргументы поколебать Шумахера не были способны. Но человек предполагает... Несчастье, случившееся в Венгрии, сделало его отказ невозможным. Это значило бы предать не только команду, но и себя самого. Ведь он так же, как и Масса, однажды был в похожей ситуации. В 1999 году авария в Сильверстоуне выбила Красного Барона на шесть гонок чемпионата. Возможно, судьба возвращает должок.
До финиша сезона осталось провести еще семь этапов. Теоретически у Шумахера есть шанс сравняться по очкам с лидером личного зачета Дженсоном Баттоном. Для этого ему необходимо выиграть все гонки, а англичанин не должен набрать ни одного очка. А если еще и все остальные конкуренты будут дружно терять очки, то... Но это уже из области сказок и мифов. Пока же перед Шумахером стоят более реальные вызовы. Прежде всего, попытаться просто освоить новый автомобиль. Сейчас действует запрет на проведение тестов, который даже ради вернувшегося легендарного гонщика не позволили нарушить. Поэтому и пришлось немцу вспоминать навыки, гоняя по автодрому Мюджелло машину 2007 года. А осваивать новую технику ему придется уже в боевых условиях, прямо по ходу гоночного уикенда в Валенсии.
Второй вызов -- это жесткая конкуренция, которую ему придется испытать при возвращении. Поколению пилотов, выросших в зените славы Шумахера, непременно захочется испытать его на прочность. Для Кими Райкконена это будет еще и отличная возможность продемонстрировать все свои лучшие качества, чтобы доказать, что он мастер, сопоставимый по уровню с Шумахером. Условия самые благоприятные -- партнеры по команде будут обеспечены одинаковой техникой, над ними уже не довлеет груз соперничества в чемпионате, и в принципе обоим ничего никому доказывать не надо. По большому счету, для Райкконена будет существовать только личный счет за проигранный чемпионат 2003 года. Но если и этот стимул не встряхнет финна, то можно считать, что как гонщик он себя исчерпал. Не даром ходят упорные слухи, что в следующем сезоне Райкконена в «Феррари» сменит Фернандо Алонсо. А вот Льюис Хамильтон признается, что рад возможности лично сразиться с семикратным чемпионом: ведь его дебют состоялся лишь на следующий год после ухода Михаэля, и ему не терпится помериться силами с легендой.
И наконец, ожидания болельщиков. Что ни говори, а Шумахер -- это целая эпоха, воспитавшая армию поклонников. В предвкушении возможности снова насладиться зрелищем проносящегося мимо Шумахера за рулем «Феррари» фанаты уже обеспечили аншлаг на два ближайших старта -- в испанской Валенсии и бельгийском Спа-Франкошарме. Телевизионный рейтинг этих гонок также обещает подскочить в два раза. А что будет твориться в Монце на Гран-при Италии, где Шуми почитают как святого, и представить себе трудно.
Возвращение Шумахера затмило остальные события, происшедшие в «Формуле-1», хотя они заслуживали не меньшего внимания. Одно подписание нового договора согласия могло бы составить ему конкуренцию по объему материала. Но приходится лишь констатировать, что наконец все заинтересованные стороны смогли договориться. Международная автомобильная федерация (ФИА), Ассоциация команд «Формлулы-1» (ФОТА) и владелец коммерческих прав (ФОМ) подписали документ, регламентирующий отношения всех участников чемпионата до 2012 года.
Однако уже после первых радостных комментариев о гарантиях сохранения стабильности «Формулы» в будущем пришло тревожное известие о решении руководства концерна «БМВ» закрыть свою «формульную» программу. В этом решении переплелось много причин. И финансовые в этом ряду далеко не на первом месте. Почти 400 тыс. долл., которые в «БМВ» ежегодно тратили на «Формулу-1», для немецкого концерна не такая уж и непосильная ноша, даже во времена кризиса. Ведь не собираются же баварские моторостроители прекращать финансирование других автоспортивных проектов: в кузовных гонках и «Формуле-БМВ». Но спортивные результаты в Больших призах откровенно разочаровали верхушку концерна. С начала сезона лишь восемь очков, а ведь по планам развития команда в этом году должна была бороться за победу в чемпионате. Так что реакция была предсказуемой, а подписание договора согласия только приблизило печальный финал. О производстве двигателей для «Формулы-1», с чего, собственно, и начинался путь команды, теперь в БМВ даже слышать не хотят.
Впрочем, как и в ситуации с «Хондой» еще существует вероятность покупки команды каким-нибудь энтузиастом или объединением с проектом, который не получил места при распределении мест для новичков на следующий год. И сохранить для «Формулы-1» Петера Заубера и его симпатичную команду.
Дмитрий СИТНИК