Время новостей
     N°139, 05 августа 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.08.2009
«В Интернете очень легко создать видимость успешной компании»
Сергей Рыжиков -- российский IT-предприниматель новой волны, генеральный директор компании «1С-Битрикс». По его мнению, на рынке онлайн-разработок грядут серьезные перемены.

-- Не могли бы вы оценить перспективы развития российской индустрии программирования? Ее ведь все еще считают одним из резервов диверсификации нашего экспорта.

-- Имеет смысл прежде всего понять, что именно надо программировать, на чем специализироваться, чтобы добиться успеха на внешнем рынке.

Операционные системы, пакеты офисных программ? Там уже все заняли.

Есть сегмент IT-безопасности, но там тоже высокая напряженность и тоже много игроков. Есть ниша -- сервисы для работы с голосом и видео. Однако и здесь все направления уже если и не заняты, то насыщены конкурентоспособными игроками. Даже если появится какой-либо совсем новый участок рынка, занять его будет непросто. Туда придут Microsoft, Oracle, IBM -- кто-то из глобальных игроков.

Глобализация на софтверном рынке значительно более ощутима, нежели глобализация в других отраслях. В первую очередь из-за простоты транспортировки программного обеспечения. Получается, что молодым компаниям, молодым (с точки зрения IT-развития) странам, к которым я отношу и Россию, не так просто выходить на новый сегмент и конкурировать.

Это совсем не означает, что нельзя. Это означает, что без вложений нельзя. Когда мы начинали, наш сегмент -- поставка технологий для индустриальной разработки онлайн-проектов -- был пустой. Мы не привлекали денег и жили за счет своих средств. А сегодня как войти в этот рынок? Вы должны иметь минимум год-два финансирования.

Есть примеры успеха. Например, Parallels. Это российская компания. Но бизнес делают на Западе, для них Россия -- это очень-очень маленький рынок. Но самое главное и самое досадное, что компаний, которые могли бы похвастаться такими успехами, не так много.

У разработчиков, на мой взгляд, есть другой шанс. Он состоит в том, что общая концепция новой экономики -- это онлайновый сервис. Онлайн-проект -- это тоже софт. Здесь возможностей значительно больше. Совершенно не случайно разработчики софта садятся за веб-разработки, делают интернет-проекты и пытаются окупать уже не софт, а сервис, аудиторию и другие составляющие своих проектов.

-- Вы полагаете, что у «1С-Битрикс» как у платформы есть шансы закрепиться на рынке не только в России, но и за ее пределами?

-- Да, я так считаю. И прикладываю к этому много усилий. Помните времена, когда мы раньше софт могли купить только в магазине и только на компакт-дисках? И друг у друга копировали эти программы, потому что другого способа передачи не было.

Но сегодня изменился способ доставки, и на этом поднялись все производители shareware (модель распространения программных продуктов по схеме «попробуй и заплати». -- Ред.). Теперь электронная доставка программного обеспечения. Причем вслед за маленькими компаниями по этому пути пошли и Oracle, и Microsoft. Сегодня, например, Windows Server 2008 есть в Интернете -- пожалуйста, качай.

Теперь появляется еще один способ доставки программного обеспечения. Это готовые, настроенные виртуальные машины, в которых есть сконфигурированный сервис. Это может быть полный комплекс, сложный, который руками разворачивается не одну неделю. А ты его предоставляешь для использования в «облаке» компьютеров (речь о технологии Cloud Computing -- использовании ресурсов удаленных машин по мере надобности в них. -- Ред.), или для размещения у себя в организации, взяв в аренду.

Следующий шаг вслед за электронной доставкой программных продуктов и ключей к ним -- доставка сервиса. Это не такая уж новая идеология. Но теперь накопилась некая критическая масса: каналы связи, и качество этих каналов, скорость транспортировки, технологии виртуализации, сдвиги в сознании IT-директоров и специалистов, веб-разработчиков и вообще программистов как таковых. Сегодня уже есть предложения взять и скачать готовую конфигурированную виртуальную машину.

Мы, кстати, тоже экспериментируем. Выпустили уже первую такую «машину» для тестирования. Я думаю, что до конца лета выпустим полный набор, для разных технологий виртуализации и для самых разных наших продуктов.

-- Что такое Cloud Computing?

-- Сегодня термин Cloude Computing включает и понятие инфраструктуры, сервис, виртуализацию, технологию разработки приложений для «облака» и ряд других понятий. Есть частные облака у крупных компаний, есть публичные облака глобальных игроков. На этом рынке сейчас разворачивается одна из самых интересных стратегических баталий последних десяти лет.

-- Получается еще более жесткая централизация софтверного рынка. Поди-ка вклинься со своим продуктом в набор сервисов, предлагаемых владельцами «облаков».

-- Да. Происходит «укладывание под себя канала». Причем канала по всей планете. Это как раз из категории очень жесткой глобализации.

Например, сегодня если новый нетбук открыть, то обнаружится, что в большинстве случаев тебе не дают самому софт ставить. Ты можешь из каталога производителя выбрать то, что они отобрали для тебя, для того чтобы ты мог поставить и попользоваться. Это очень существенно. На компьютеры Apple тоже нельзя любой софт ставить (конечно, если пользователь ведет себя по-честному): ты выбираешь из того, что тебе Apple предоставил.

Кстати, Microsoft тоже заявили, что они готовят к выпуску свой инструмент продаж, market place, с которого ты сможешь выбирать и скачивать то, что ты бы хотел ставить. И в России, и на Западе.

Ну и мы осенью тоже открываем свой market place для нашей платформы.

Сегодня у российских компаний собственных market place немного. Хороший пример -- компания Alawar, производитель игр. В России у них свой канал, и они сами market place. А на Западе они свои игры лицензируют, и продаются на других площадках, таких как Real (производитель медаплеера Real Player. -- Ред.). Alawar в России лидер, здесь он имеет 90--99% рынка, а там -- 10%. Но, кстати, 10% мирового канала продаж -- это очень большая победа наших!

-- Что же делать отечественным программистам, чтобы прорваться на мировой рынок программных продуктов?

-- Сегодня основным полем, на котором можно выпускать конкурентные решения, являются онлайн-сервисы. Онлайн-разработка, обеспечивающая выполнение тех или иных задач, функций и т.д. Хотелось бы, правда, чтобы были некие оригинальные идеи, которые бы на мировом рынке оказались успешны. Но пока у нас этого почти нет. Очень хорошо технологически и успешно развивается Яндекс. Есть очень оригинальные и интересные онлайн-проекты. В большинстве своем в силу того, что разработчик понимает специфику именно нашей аудитории, эти проекты сделаны для внутреннего рынка. Западную аудиторию мы понимаем не до конца и не всегда.

Но внутри страны, кстати, наши разработчики уже испытывают сильную конкуренцию. Пришли FaceBook, тот же Twitter. Яндекс должен конкурировать с Google. И т.д.

Но это непросто. Потому что очень непросто найти уникальные направления. Но они есть, безусловно.

-- Получается, надо ждать прихода нового Кулибина, который такое направление обнаружит. Но это же не индустриальный подход.

-- Верно, не индустриальный.

-- Уровень дезорганизации рынка услуг разработчиков онлайн-ресурсов удивителен.

-- Да, удивителен в том смысле, насколько это востребованный сегодня сегмент и насколько он несистематизированный, насколько в нем нет внятного и четкого предложения.

Знаете, в чем тут один из парадоксов? Вот мы идем по улице, видим богатую витрину и понимаем -- солидное предприятие. Мы видим банк с огромным офисным зданием и почтительно думаем: вот это да, настоящий бизнес.

Мы заходим на сайт компании и видим отличный дизайн, очень все продумано, все работает, вплоть до IP-звонка к ним в офис прямо с сайта. Но когда мы в эту компанию приедем, то увидим два с половиной человека. Компания -- нарисованная.

-- Вы имеете в виду сайт какой-нибудь конкретной компании?

-- Нет, это типичное явление. Часто так выглядят сайты веб-студий, например. А может быть огромный танковый завод, и у него сайт будет сделан в каком-то далеком году студентом за 300 долл.. Завод есть? Есть. Миллиарды оборота есть? Есть. Танки самые лучшие? Танки самые лучшие. А сайта никакого. Зайдешь, посмотришь и думаешь: наверное, уже разорился завод-то.

Возникает совершенно невероятный эффект: мы начинаем воспринимать компанию по тому, как она выглядит на сайте. Можно нарисовать компанию, которой вообще нет!

Почему заказчики очень часто ошибаются с веб-студиями? Потому что выбирают по тому, как она выглядит, по тому, как она красива, по тому (кстати, ничего не стоит написать там известные имена, с которыми ты якобы вроде работал, а те это никогда не оспаривают). Словом, в Интернете очень легко создать видимость успешной и состоятельной компании. Нарисовать компанию, как я говорю.

По этой причине цена входа на рынок веб-разработки не очень большая. Она, по сути, равна цене создания сайта.

Постоянно возрастающий спрос, очень большое и очень неструктурированное, разрозненное предложение -- вот что характеризовало этот рынок до кризиса. Спрос не удовлетворялся, и клиенты брали, что удавалось схватить. Причем зачастую в конце, перед самым кризисом, за последние полгода -- год у нас была даже такая рекомендация партнерам: не берите очень длинных контрактов. Потому что цена людей и цена проектов менялась чуть ли не каждые три месяца, постоянно возрастая.

Кризис внес определенные изменения в спрос. Компании сильно начинают экономить. Но «экономить» -- многие воспринимают это как уменьшение цены проекта. Я бы так сказал: падает цена на веб-проект с условным названием «сам не знаю, чего хочу».

Но все-таки приходит понимание значения веб-сайта для компании. И веб-проектирование перестает быть неким эксклюзивным знанием. Искусство создания сайта перестает быть волшебством.

Но директорам предприятий все еще почему-то приходит в голову заказать сайт за 300 долл. студенту. Если они считают, что их компания должна выглядеть, как студент это понимает за 300 долл., -- хорошо. Но все меняется.

В этот сегмент начинают активно выходить интеграторы, которые раньше никогда не рассматривали сайты как часть инфраструктуры компании. Конечно, им интересен ценник от 50 тыс. долл., условно говоря. Но есть уже проекты -- на «1С-Битрикс» -- по 500 тыс. долл., по миллиону.

-- Одно время представление о веб-разработке ассоциировалось почти исключительно с дизайном сайта.

-- А позже выяснилось, что сайт -- это не только дизайн. Дизайн -- отдельная работа. Одноразовая, по сути, часть проекта. А технологическая часть, контент и бизнес-проект представляют собой длинный, растянутый во времени процесс постоянного развития информационной системы.

Еще один момент я бы отметил. Должно произойти на рынке веб-разработки то, что сегодня есть на рынке консалтинга. Это продажа часов, затраченных на ту или иную работу.

Вот если ты хочешь купить стандартный товар, зайди в веб-студию и скажи: я хочу сайт. Они говорят: хорошо, вот счет, давайте деньги и идите, мы за вас все сделаем. Заказчик говорит: а поговорить? Так вот, поговорить уже денег стоит. Как у юристов. Начали говорить -- включили счетчик, пошло время.

Почему-то все забывают, что сайт -- это консалтинг. В первую очередь! Спрашиваем у заказчика: вы не эксперты в этой области? Нет, говорят, мы не эксперты, мы ничего не понимаем. Хорошо, тогда давайте мы вам окажем услуги консультации. Прежде всего расскажите нам, что вы хотите. И два часа вас слушают -- скажем, за 100 долл. в час. Хорошо, за два часа записано много, мы подумаем и дадим вам предложение. Заказчик ушел, а вы часов пять подумали, написали эскизный проект, передали его и потребовали оплату за пять часов.

Если дело дойдет до разработки, заказчику придется платить за часы.

Если прийти, например, в компанию-франчайзи «1С» с просьбой автоматизировать учет, они скажут: мы можем вам продать обследование. И продают вам это обследование. Человек приезжает, тратит на вас часы, обследует предприятие и дает заключение. Никто не рассчитывает, что компания сделает вам обследование бесплатно. А веб-студии, почему-то все думают, должны то же самое делать бесплатно.

По поводу производства. Оно точно так же считается часами. Веб-студия продает часы сотрудников, опыт менеджмента и технологические знания, интегрированные в дизайн. Достаточно сложное технологическое производство. Но очень немногие умеют его, во-первых, строить именно так, а во-вторых, убедить в правоте своего подхода клиента.

Часы везде, конечно, должны стоить по-разному и будут стоить по-разному. Но самое главное -- заказчики тоже должны понимать, что они заказывают, что они хотят получить.

К веб-сайтам нужно относиться так же, как к консалтингу. Те, кто понимает, что такое консалтинг (интеграторы, франчайзи «1С», профессиональные веб-разработчики), они именно часы продают, и уже давно. И это честно: говорить клиенту, что мы именно для него делаем, какие работы выполняем. Вот вами занимается дизайнер -- это столько-то часов. Вот вами занимается тестер -- столько-то. Строчка «аудит безопасности» вообще всегда выпадает из договоров на разработку сайта, а это очень важная работа, требующая много времени, -- почему же ее честно не показать в договоре? Производительность. А где эта строка, в которой вам скажут: а мы еще проведем нагрузочное тестирование, это еще столько-то часов?

Веб-студиям становится сложнее сегодня продавать плохо структурированный товар. Есть, конечно, просто феноменальные продавцы, которые продают лицом, умением, мастерством. Они такое расскажут! Все у них есть. Любой сайт изготовить могут. И продадут проект, и скажут, что он стоит 10 тыс. долл. Почему 10 тыс.? Ну потому, что 10 тысяч.

-- Это сработает раз или два, ну три -- и все.

-- Осечек становится все больше. С той стороны уже есть заказчики, которые очень хорошо, зачастую лучше веб-студии, понимают, что такое сайт. Т.е. сегодня компании, понимающие, что сайт для них часть бизнеса, нанимают иногда специалистов, которые более квалифицированы, чем привлекаемые ими веб-разработчики. Они сами понимают, как нужно продвигать проект, каким он должен быть. Им нужно лишь технологическое исполнение.

Когда твердо в голове у заказчиков закрепится мнение, что веб-разработка -- это обычная работа, это обычные часы труда профессионалов, это консалтинг, тогда веб-студии будут делать ставку на профессиональных людей, носителей знаний. И они будут стремиться давать более профессиональное предложение по меньшей цене.

Очень смущает, что нет больших веб-студий. Единицы компаний, в которых работают больше 100 человек.

Но это веб-студии. А есть же интеграторы. Есть фирмы-франчайзи «1С». Веб-студиям следует учитывать, что эти компании уже получают заказы от своих постоянных клиентов. Они уже сегодня выстраивают подразделения и отделы, которые работают для веб-разработки. И это прямая конкуренция веб-студиям.

Надеюсь, что в скором времени появятся полноценные исследования рынка, которые сделают ситуацию прозрачной.

Вот это может привести к изменениям.

-- Скажите, у вас не возникает раздражения из-за того, что власть все время, при всяком удобном поводе говорит правильные слова о софтверной индустрии и ничего для этой индустрии не делает?

-- Однажды нас, калининградских (Сергей Рыжиков -- калининградец -- Ред.) софтверных предпринимателей, возили в Берлин. Нас было человек десять директоров. Кроме того, что нас между собой познакомили, остальное оказалось не очень интересно. Но мы увидели невероятную по нашим меркам инфраструктуру, нацеленную на развитие малого бизнеса. Нам чуть ли не в центре Берлина показали большущее офисное здание, со всей инфраструктурой для молодых компаний. С кучей-кучей всего. Аренда для немецкой софтверной компании стоит что-то около пяти евро за метр. Мы платили в пять раз больше у себя в Калининграде ни за что. Т.е. никакой инфраструктуры в наших офисах не было. И кредит в Германии для софтверного бизнеса можно было взять на очень специальных условиях.

При условиях сегодняшней глобализации старт является самым тяжелым делом. Конечно, там будут «вылеты» в трубу. Без вариантов. Но базовую экосистему, наверное, государство должно поддерживать. Надо обеспечивать старт. Создавать людям возможность полгода--год просто вкладывать мозги только в то, чтобы их идея осуществилась и заработала.

Я тогда смотрел на то, как устроено в Берлине, и думал: а как так? У нас такого и близко нет, никто даже не обсуждает такие вещи. Где такие вот инкубаторы для маленьких компаний с целью вырастить их и дальше отправить в плавание уже работающий бизнес? Мы даже не привыкли мечтать о таких вещах. Т.е. мы действительно не ждем помощи государства.

Но самое большое мое разочарование было такое. Мы только-только начали заниматься своим бизнесом. И к нам обратилась государственная структура поддержки малого предпринимательства Калининградской области. Заказали у нас сайт. Хотели заказать, точнее. И когда я им сказал, что это будет стоить что-то около шести тысяч долларов. А они сказали: заплатим вам 20. И мне стало обидно. Это же сайт для меня, для малого предпринимателя! Я-то, как дурак, очень наивно, честно воспринял все, что они там говорили: про информацию, про поиск, про помощь начинающим бизнесменам. И сказал: мы откатов не даем. Самое забавное, что они потом нашли кого-то, кто пришел к нам и заказал этот сайт. Но он уже стоил восемь тысяч. Но мы откатов не давали. Решили, что мы будем зарабатывать своим трудом.





Подготовлено совместно с iToday.ru

Андрей АННЕНКОВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»