|
|
N°139, 05 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Его премьер - другим наука
Президент Южной Осетии отметил годовщину войны сменой правительства и закрыл границу с Грузией
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты вчера подписал указ об освобождении Асланбека Булацева от должности председателя правительства республики по состоянию здоровья. В реальности полноценного премьер-министра в Южной Осетии нет практически весь год с момента окончания войны, а кабинетом министров де-факто руководит сам президент.
Эта отставка произошла на фоне резкого обострения политической ситуации вокруг республики накануне первой годовщины войны с Грузией. Вчера же президент Южной Осетии объявил о созыве срочного заседания совета безопасности республики в связи с "последней серией провокаций грузинской стороны", а МИД России официально уведомил об усилении боеготовности российских военных и пограничников в Южной Осетии. По итогам совещания с силовиками Эдуард Кокойты объявил о закрытии границы с Грузией с ноля часов 5 августа. «Чтобы обеспечить безопасность населения республики от заболевания «свиным» гриппом, а также в целях недопущения всякого рода провокаций с грузинской стороны, с 12.00 ночи закрыть государственную границу Республики Южная Осетия и движение через государственную границу между Южной Осетией и Грузией как для автомобильного транспорта, так и в пешем порядке», - заявил г-н Кокойты.
По сведениям осведомленных источников, новым премьер-министром также станет человек из России. От его политического веса во многом будет зависеть реальная способность российских властей контролировать расходование немалых средств, которые Россия в условиях кризиса и резкого роста дефицита собственного бюджета продолжает тратить на восстановление Южной Осетии.
Согласно указу Эдуарда Кокойты в связи с освобождением г-на Булацева от должности премьера прекращаются полномочия правительства республики. Членам правительства поручено исполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства. В реальности Асланбек Булацев так и не смог приступить к работе за девять с половиной месяцев формального нахождения в должности -- по некоторым сведениям, именно из-за прямого противодействия Эдуарда Кокойты. А у Москвы не оказалось политических рычагов, чтобы заставить югоосетинского президента обеспечить возможность для полноценной работы по еще довоенной традиции присланного из России главы правительства республики.
43-летний Асланбек Булацев до утверждения в должности премьер-министра Южной Осетии занимал пост главы управления Федеральной налоговой службы РФ по Северной Осетии. Премьер-министром Южной Осетии он был утвержден только 22 октября прошлого года, хотя предыдущий состав кабинета министров республики во главе с Юрием Морозовым был отправлен в отставку еще 18 августа, через неделю после завершения пятидневного вооруженного конфликта с Грузией. Вскоре после назначения г-н Булацев действительно серьезно заболел.
Уже 10 ноября 2008 года -- менее чем через три недели после утверждения Асланбека Булацева премьером -- г-н Кокойты подписал указ о создании нового органа -- президиума правительства республики Южная Осетия. На этот орган была возложена обязанность определять стратегию и направления работы кабинета министров. Президиум правительства возглавляет сам Эдуард Кокойты. В его состав входят Булацев, руководитель администрации президента Александр Большаков, первый заместитель председателя правительства Хасан Плиев, вице-премьер, министр промышленности и торговли Таймураз Чочиев, вице-премьер, министр здравоохранения и социального развития Нугзар Габараев, вице-премьер, министр по делам молодежи, спорта и туризма Элеонора Бедоева, вице-премьер, министр финансов Алексей Пантелеев, а также министр печати и массовых коммуникаций Ирина Гаглоева. Естественно, в условиях физического отсутствия премьер-министра в республике фактически правительством все это время руководил президент.
Кандидатура нового премьер-министра Южной Осетии уже известна, это также будет человек из России. Об этом сообщил информированный источник в Цхинвали, отказавшись назвать имя будущего премьера. В свою очередь Эудард Кокойты заявил вчера, что состав нового правительства Южной Осетии будет объявлен в течение двух дней и претерпит изменения. По его словам, нынешняя отставка председателя правительства и, соответственно, всего кабинета министров не вызвана никакими политическими или административными мотивами: "Отставка вызвана исключительно состоянием здоровья экс-премьера Булацева, и только этим". В таком случае, правда, не очень понятно, зачем было держать недееспособного премьера на своем посту почти десять месяцев и отставлять именно сейчас.
"Каждый министр нового кабинета будет утверждаться и согласовываться через вновь избранный парламент республики и будет нести ответственность, в том числе и перед народными избранниками", -- сказал вчера Эдуард Кокойты. "Перед выборами (парламентские выборы в республике состоялись 31 мая 2009 года. -- Ред.) обещал, что часть полномочий президента будут переданы в парламент и правительство. Этот процесс уже набирает обороты", -- добавил он.
Между тем югоосетинский президент заявлял о намерении реорганизовать правительство еще в июне. Причина -- недовольство работой некоторых чиновников. "Вместо того чтобы решать вопросы помощи пострадавшему населению, помочь снять социальную напряженность, многие чиновники злоупотребляют своим служебным положением. Я хочу сказать, что одновременно с началом работы нового парламента будет реорганизовано и правительство", -- сказал тогда г-н Кокойты в ходе презентации проектов домов семьям, потерявшим жилье в результате августовской войны. Президент Южной Осетии тогда заявил, что некоторые чиновники понесут ответственность за мошенничество при составлении списков частных домов, подлежащих восстановлению. Он пообещал также лично контролировать процесс строительства индивидуального жилья, финансирование которого взяла на себя Россия. Впрочем, некоторые высокопоставленные российские чиновники в свою очередь неоднократно заявляли о необходимости контролировать из Москвы расходование денег на восстановление Южной Осетии администрацией Эдуарда Кокойты, сомневаясь в их эффективном и целевом использовании. Назначение на пост премьера Южной Осетии главного североосетинского налоговика и задумывалось российской властью как способ такого контроля, но г-н Кокойты пока оказался сильнее этих планов.
На фоне очередных перестановок в югоосетинской власти нарастает напряженность вокруг самой республики, чью независимость за год после войны официально признала только Россия и на словах (без ратификации в парламенте и установления дипотношений) Никарагуа. Вчера на сайте МИД России было опубликовано сообщение о том, что боеготовность российских военных и пограничников, находящихся в Южной Осетии, усилена в связи с тревожной ситуацией в регионе. В Москве опасаются, что перестрелки на границе Южной Осетии перерастут в более крупные столкновения.
На Смоленской площади также отметили, что "провокации с грузинской стороны в преддверии годовщины августовских событий прошлого года не прекращаются". В сообщении подчеркивается, что в МИД России тщательно фиксируют заявления как со стороны Цхинвали, так и со стороны Тбилиси, "которые, как это не раз было и в прошлом, имеют противоречивый характер, полны взаимных обвинений". По заверению МИД РФ, каждый такой случай обстрела изучается на месте с привлечением российских ведомств, а также южноосетинских властей. Международных наблюдателей в Южной Осетии, как известно, в результате прошлогодней войны не осталось.
Кроме того, как сообщил Интерфакс со ссылкой на посла Южной Осетии в РФ Дмитрия Медоева, на усиленный вариант несения службы переведены республиканские силовые ведомства.
С конца июля Южная Осетия и Грузия регулярно обмениваются обвинениями в провокациях на границе. По данным южноосетинской стороны, Грузия обстреливает из минометов приграничные села. Со своей стороны Тбилиси обвиняет Россию в переносе границы в глубь территории Грузии.
Иван ГОРДЕЕВ