|
|
N°139, 05 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О мурашках и мебели
Российский джаз на CD
Вадим Эйленкриг. Shadow of your Smile (Butman Music).
У нас в стране с джазовой звукозаписью, как известно, незадача. А когда у нас в стране с чем-то незадача, должен прийти пассионарий и все сделать как нужно.
Есть такой новый лейбл, Butman Music, который организовал Игорь Бутман -- самый известный в нашей стране джазмен и, что в данном случае главное, известная медийная фигура, так сказать, селебрити. Один из первых релизов этого лейбла -- сольный альбом трубача бутмановского биг-бенда Вадима Эйленкрига.
Хотя сравнения напрашиваются, но я бы не стал говорить, что Эйленкриг -- некий аналог Криса Ботти или любого другого романтичного блондинистого трубача, играющего smooth jazz. Если он и напоминает Ботти, то только раннего. У Ботти другой звук и фразировка, и с годами он становится все более классичным и кэмповым: играет поп-каверы под оркестр с вокалистами и ходит в костюмчике. Эйленкриг пока носит футболку и демонстрирует нехарактерные для музыканта бицепсы.
Эйленкриговский альбом, скорее, аналог позднего творчества группы Pieces of a Dream. Звучание -- как на лейбле Heads Up: все круглое, блестящие тарелки, острые ударные, глубокий расплывающийся бас. Ну то есть совершенно американская пластинка. Как такое удалось? А она действительно американская. Музыканты -- заокеанские (к слову, это последняя студийная запись безвременно ушедшего год назад гитариста Хайрама Буллока), а весь материал, кроме двух стандартов, написал американский композитор (двадцать лет назад -- советский джазмен) Николай Левиновский. Заслуженный старик Ренди Брекер прочитал рэп собственного сочинения. Почти то же самое на русском зачитал камедиклабовец Тимур Родригес (некогда он с квинтетом Эйленкрига организовал проект Jazz Hooligunz). Не бог весть какие вирши, но Родригес читает таким вкрадчивым голосом, что мурашки по телу. Артист! Эйленкриг, в общем, такой же мурашечник. Только с трубой.
Igor Butman Big And Plays music of Nikolay Levinovsky (special Guest Wynton Marsalis). Moscow at 3 A.M. (Butman Music).
Изделие номер два лейбла Игоря Бутмана -- запись его биг-бенда, играющего авторский материал Николая Левиновского с участием великого американского трубача-виртуоза Уинтона Марсалиса. Вот это полная противоположность обозреваемой выше пластинке. Потому что здесь все очень по-джазовому: горячо, задиристо и безо всякой оглядки на массовый вкус. Совершенно меломанская штука этот Moscow at 3 A.M.
Записей биг-бендов (новых, а не переизданий), играющих авторский материал, выходит очень мало и в Штатах, и даже в Европе, хотя там хорошая музыка пользуется поддержкой государства и меценатов. Так что у новоиспеченного лейбла Butman Music есть все шансы заполнить своей продукцией определенную нишу.
Я не знаю, какой статус у пианиста, композитора и аранжировщика Николая Левиновского был в Советском Союзе, из которого он эмигрировал в Штаты двадцать лет назад. По косвенным признакам понятно, что главный джаз-проект Левиновского, ансамбль «Аллегро», годами собирал концертные залы и считался чуть ли не модной штукой. Старики-джазфены помнят этот ансамбль, через который прошла куча известных музыкантов, в том числе Владимир Пресняков-старший и юный Игорь Бутман. Может быть, для поклонников джаза старшего поколения здесь ничего нового, но звучит это так, как будто вчера сочинили. Бутман, что называется, «жжет»: играет напористо, энергично, своим фирменным «шершавым» звуком -- так, как будто все еще пытается доказать что-то старшему коллеге и учителю. Уинтон Марсалис тоже «жжет», и очень хочется написать что-нибудь типа, что и он-де хочет произвести на русских коллег впечатление... Но я не знаю, чего он там хочет, и, если честно, знаменитый трубач здесь скорее, что называется, для мебели. То есть для имени. То есть он прекрасно сыграл, как вообще может играть этот многократный обладатель «Грэмми», но с точки зрения творчества и без него бы обошлись. Но с маркетинговой точки зрения имя-бренд просто необходимо. Не для мебели -- для продаж.
Совершенно новые композиции -- только Russian Passion, Moscow at 3 am, Bells Rang in Novgorod и Little Finale. Остальные, по словам Левиновского, «написаны ранее, но полностью переаранжированы для этого проекта».
Отличный джаз -- в меру космополитичный, в меру наш, в меру американский. Левиновский, насколько я понимаю, был таким советским джазовым антиглобалистом: при классическом образовании досконально знал, как «делать» настоящий джаз, а сочиняя, вносил в джаз русский мелодизм. Это сейчас world beat, world fusion и этнический джаз -- обычное дело, тогда в Союзе это все еще было в новинку. Так же, как для нынешних нас в новинку русско-американские джазовые проекты в сфере звукозаписи.
Roman Miroshnichenko. Temptation (RM Productions/«Раритетъ»).
Замечательный разносторонний гитарист Роман Мирошниченко свой сольный альбом выпустил сам. Получился продукт такого качества, который в магазине может спокойно стоять на полке рядом с Ал Ди Меолой, Acoustic Alchemy и 3rd Force, потому что Temptation -- свежая смесь джаза, фламенко, нью-эйджа. Некоторые соло на электрогитаре Gibson навевают приятные воспоминания о романтичном хард-роке 80-х (Afrodita). Пьеса с кривым названием ROMANce -- изящная стилизация именно что под романс, а Guitango авторства Эрнана Ромеро -- это, я бы сказал, какое-то авангардное фламенко.
Неудивительно: Мирошниченко -- опытный мастер (много лет играл, в частности, с братьями Бриль), использует обширный арсенал гитар -- винтажный Gibson Les Paul, Ovation, классическую акустику с нейлоновыми струнами (ее построил мастер по имени Эйб Вектер, соорудивший такой же инструмент для Джона Маклафлина), акустику с железными струнами. Один из приглашенных музыкантов, датчанин Хенрик Андерсен играет на ситаре и некой «сопрано-гитаре». Еще из иностранных «легионеров» в записи поучаствовали Клайв Стивенс (сопрано-саксофон), бразильский басист и аранжировщик Даниэль Фигуейредо и многоопытный американский перкуссионист Френк Колон. Двое последних уже работали с Мирошниченко в коллективе The Musical Nation Project.
Мирошниченко обладает выраженным даром мелодиста и умеет сочинять всякие притягательные «крючки», фразочки, надолго западающие в душу. Если бы у нас в стране инструментальная музыка была в большем почете, Роман после такого альбома стал бы звездой.
Александр БЕЛЯЕВ