|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Равнее, чем другие
В Канне наградили много хороших фильмов и один посредственный
«Мир, который отражает кино, пребывает сейчас в смятении, но само кино, похоже, переживает расцвет» -- с этих слов начал председатель жюри 55-го Каннского кинофестиваля Дэвид Линч воскресную церемонию награждения. С последним утверждением трудно не согласиться: в этом году в Каннах подобралась сильная и интересная программа, а четыре фильма -- «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, «Сын» братьев Дарденн, «Сладкие шестнадцать лет» Кена Лоуча и «Божественное вмешательство» Элии Сулеймана -- обязательно останутся в истории кино. Конкуренция была равной, и предугадать результаты было сложно. Слава богу, хорошие фильмы не остались без наград, но карты спутала «Золотая пальмовая ветвь», отданная Роману Полянскому за «Пианиста», картину о еврейском музыканте, который чудом избежал гибели в оккупированной Варшаве. Именно из-за этого решения список призов производит впечатление не во всем логичного компромисса.
Полянский оказался «равнее, чем другие». Главный приз за сверхпрофессиональное, но пресное «культурно значимое» кино, в котором лишь к финалу можно уловить несколько нефальшивых нот, в итоге оказался призом «по совокупности заслуг». Это не столько награда за конкретный фильм, сколько возведение автора «Отвращения», «Ребенка Розмари» и «Китайского квартала» в ранг классика. Он-то это заслужил, но вот за фестиваль обидно -- Канн всегда претендовал на то, чтобы формировать киномоду, а не повторять общеизвестные истины.
В обиженных оказался Аки Каурисмяки, довольствовавшийся Гран-при, вторым по значению призом, за «Человека без прошлого» (актриса этого фильма Кати Оутинен удостоилась приза за лучшую женскую роль). На этот раз вечно пьяный финский режиссер уже не казался добродушным и обаятельным. Он быстро схватил приз, хмуро пробормотал в микрофон: «Хочу поблагодарить, во-первых, себя, а во-вторых, жюри», -- и тут же вернулся на место, не пожелав позировать фотографам. Приз жюри достался палестинской черной комедии «Божественное вмешательство». Приз за режиссуру разделили между собой кореец Им Квон-Тек за фильм Chihwaseon («Опьяненный женщинами и живописью») и американец Пол Томас Эндерсон за романтическую комедию Punch-Drunk Love (в названии содержится труднопередаваемая игра слов -- что-то вроде «Неистовствующей любви»). Приз за лучшую мужскую роль присудили бельгийцу Оливье Гурме, сыгравшему плотника-инструктора в замечательной драме братьев Дарденн «Сын». Награда за лучший сценарий справедливо была отдана Полу Лэверти, постоянному соавтору Кена Лоуча («Сладкие шестнадцать лет»). И наконец, юбилейный «приз 55-го Каннского кинофестиваля» в первый и последний раз был вручен американскому документалисту-провокатору Майклу Муру за «Боулинг для Колумбайна» -- пристрастный рассказ о резне в колледже Колумбайн, учиненной двумя вооруженными учениками. «Золотую камеру» за лучший дебют получила Жюли Лопес-Кюрваль, и это единственный приз хозяевам фестиваля.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн