|
|
N°93, 28 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Генеральская линия
Токио больше не пытается покупать оружие у Москвы
В понедельник в Токио с официальным четырехдневным визитом прибыл главнокомандующий российскими ВВС Владимир Михайлов. Ему будет предложен полный набор VIP-мероприятий, специально разработанных военными двух стран для подобных случаев: посещение авиабаз японских ВВС и других военных объектов, переговоры с руководством Управления обороны Японии, знакомство с планами боевой подготовки и повседневным бытом «сил самообороны» нашего дальневосточного соседа. И хотя это первый в истории оборонного сотрудничества двух стран визит в Японию российского главкома ВВС, информированные источники газеты «Время новостей» утверждают, что «ждать от него чего-то судьбоносного не приходится». В последние пару лет визиты высокопоставленных военных делегаций, осуществляемые в строгом соответствии с утвержденным Москвой и Токио планом, превратились в сугубо ритуальные мероприятия, не несущие особой смысловой нагрузки. Эпоха резкого потепления во взаимоотношениях России и Японии вновь сменилась настороженностью. Нынешней весной -- впервые за все постсоветские годы -- российская армия возобновила проведение учений на островах Курильской гряды, а руководство Генштаба объявило о планах «укрепления группировки войск на Сахалине и Курилах за счет модернизации вооружения и боевой техники». В свою очередь официальный Токио продолжает серьезные корректировки своей оборонной политики, в результате которых его военные подразделения впервые после второй мировой войны получили возможность участвовать в операциях за пределами страны.
На самом деле приезда российского главкома ВВС в Японии очень ждали четыре года назад: тогда, в начале 1998 года, в Токио всерьез рассматривалась возможность закупки у России истребителей Су-27. Переговоры велись на вполне официальном уровне, более того, в рамках осуществления первого этапа «истребительного контракта» два офицера японских ВВС даже успели пройти полный курс летной подготовки и обучения пилотированию Су-27 на авиабазе в подмосковном Жуковском. Однако до поставки в Японию российских истребителей «в металле» дело так и не дошло. Первоначально Москву смутило то, что Токио пытался купить у нас лишь несколько боевых машин. Представители японского военного ведомства просили продать им для начала два-три истребителя, намекая на то, что потом, по итогам их всесторонних испытаний, может быть принято и решение о закупке крупной партии техники. Скорее всего официальный Токио тогда не лукавил с Москвой: впоследствии российская разведка получила сведения о том, что ко второй половине 90-х японская программа создания собственного истребителя для национальных ВВС действительно зашла в тупик. Итоги десятилетней работы оказались более чем плачевными: совместно с американскими конструкторами японцы создали истребитель F-2, который как две капли воды походил на далеко не новый американский F-16, но был при этом безумно дорогим (стоимость одной машины зашкаливала за 100 млн долларов) и страшно ненадежным. В итоге в Токио родилась идея обратиться за помощью к своему «западному соседу» -- России. Благо взаимоотношения с Москвой тогда как раз достигли небывалого пика: Борис Ельцин обещал уладить все существовавшие между странами разногласия (начиная с территориальной проблемы и кончая мирным договором) к 2000 году, а министр обороны Игорь Сергеев публично заявлял о том, что «развитие отношений с Японией является одним из главных внешнеполитических приоритетов России».
Сегодня о попытках наладить поставки российского оружия в Японию стараются не вспоминать ни в Москве, ни в Токио. Так что единственный более-менее конкретный пункт программы визита генерала Михайлова будет заключаться в попытке сторон достичь соглашения о том, что между штабами ВВС двух стран наконец-то появится собственная линия экстренной связи для оперативного разрешения различных чрезвычайных ситуаций. Такого рода «красные телефоны» уже связывают военно-морские силы двух стран, а также руководство пограничных ведомств России и Японии. Инциденты же, связанные с деятельностью военной авиации сторон, до сих пор приходилось улаживать только по дипломатическим каналам. Хотя как раз действия российских ВВС и их японских коллег доставляют военным двух стран больше всего хлопот. Граница между государствами до сих пор не оформлена в международно-правовом отношении, так что полеты «соседских» боевых самолетов каждая из сторон трактует по-своему, регулярно поднимая в воздух на перехват «нарушителей» свои истребители.
Юрий ГОЛОТЮК