|
|
N°137, 03 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бешбармак располагает к базе
Россия усиливает свое военное присутствие в Центральной Азии
«В ходе встречи нам удалось достичь больших результатов, чем ожидалось», -- подвел итоги состоявшегося 31 июля -- 1 августа на берегу Иссык-Куля неформального саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) президент Киргизии Курманбек Бакиев. Возможно, он имел в виду достигнутую в рамках саммита договоренность об условиях размещения у себя в стране еще одной российской военной базы. А то, что эта база не будет иметь отношения к Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, создание которых оказалось идеей если не мертворожденной, то явно преждевременной, то это вряд ли должно уж так сильно огорчать киргизского президента.
Впрочем, при желании в словах г-на Бакиева можно обнаружить еще и мудрость политика, научившегося ценить простые человеческие радости. К примеру, потому что никто из гостей, приглашенных им на свой юбилей, не омрачил его своим отказом. И правда, отметить вместе с Курманбеком Салиевичем его 60-летие приехали все, кого он ожидал увидеть в своей резиденции в Чолпон-Ате, главы государств -- членов ОДКБ (Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана) и генсек организации Николай Бордюжа.
Разумеется, столь праздничная обстановка не могла не способствовать успеху саммита, рабочая часть которого состоялась ближе к вечеру 31 июля.
Среди решений, которыми ознаменовалась встреча, -- намерение открыть на берегу Иссык-Куля международный молодежный центр, где «подрастающее поколение будет воспитываться в духе патриотизма». Своевременность этого шага была подчеркнута президентом Белоруссии Александром Григорьевичем Лукашенко, привезшим на Иссык-Куль своего подрастающего -- ему уже пошел шестой год -- наследника, Николая Александровича.
По словам Бакиева, президентами также «достигнута договоренность о ведении единой скоординированной информационной политики». Что означает это емкое и таинственное понятие, хозяин саммита не стал разъяснять. Тому было несколько причин. Во-первых, никто его об этом не спрашивал. Да, собственно, и некому было, задающих вопросы журналистов на саммит не позвали, а остальным это было неинтересно. А жаль, ведь «координация информационной политики» впредь нам может сулить единообразное -- скажем, в Москве и Минске -- освещение причин и возможных последствий какой-нибудь очередной молочной войны», разгоревшейся между союзниками по ОДКБ. А во-вторых, некогда было президенту Киргизии вдаваться в подобные объяснения.
Сам саммит и так отнял уже больше времени, чем было ему отведено, два часа вместо 45 минут. И президент Киргизии объяснил, почему: «Обсуждали вопросы обеспечения безопасности не только стран, входящих в зону ответственности ОДКБ, но и всего мира». Столь глобальный подход, разумеется, был неизбежен и даже необходим, но ведь надо было и силы беречь, предстояло отдохнуть накануне следующего дня, ради которого, собственно, все и собрались, -- юбилея Курманбека Бакиева. Не зря же организаторы саммита за несколько дней до начала оповестили участников о содержании праздничного меню: бешбармак, форель, русская водка семикратной очистки, киргизский коньяк 30-летней выдержки...
Судя по всему, этими мероприятиями повестка дня неформального саммита ОДКБ была исчерпана. Кратко ее итоги сам юбиляр и подвел: «Думаю, коллеги сделают соответствующие выводы по дальнейшему повышению эффективности деятельности организации». Эти слова прозвучали несколько угрожающе, и можно было подумать, что киргизский президент был очень недоволен предыдущей деятельностью своих коллег и сильно их распекал на закрытом заседании.
Во всяком случае, ни сам г-н Бакиев, ни президент России Дмитрий Медведев (а они были единственные, кто хоть что-то сказал на публику в Чолпон-Ате) ни единым словом не обмолвились о том, какая судьба ждет Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Решение об их создании еще пару месяцев назад считалось свидетельством сплоченного военного сотрудничества партнеров по ОДКБ. «Не хуже, чем у НАТО», -- говорил по этому поводу полгода назад Дмитрий Медведев.
Очевидно, что только стремление не испортить личное торжество хозяину, г-ну Бакиеву, не позволило его гостю, коллеге и соседу, президенту Узбекистану Исламу Каримову вновь напомнить о своем «особом мнении» относительно создания КСОР, которое, по существу, выхолащивает всю концепцию создания этих сил. Очевидно также, что, несмотря на это торжество, белорусский президент Лукашенко не оправдал ожиданий помощника президента России по международным вопросам Сергея Приходько -- «раз приедет (Лукашенко. -- Ред.) на саммит, значит, подпишет» соглашение о создании КСОР. Более того, похоже, что не для того президент Белоруссии с сыном приезжал, чтобы взять на себя и председательство в ОДКБ на следующий год, что полагалось бы ему согласно очередной ротации в ее уставных органах. Следует заметить, что аббревиатура КСОР вообще не упоминалась в официальных отчетах иссык-кульского саммита.
В подобных обстоятельствах никакого отношения к саммиту ОДКБ и вообще к деятельности этой организации не имел факт подписания 1 августа в Чолпон-Ате президентами Бакиевым и Медведевым важного документа. Это был «меморандум о намерениях по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований и размещение дополнительного российского воинского контингента на территории Киргизской Республики». В нем подчеркивается, что Киргизия «с одобрением» отнеслась к предложению России разместить на киргизской территории «воинское формирование общей численностью до батальона и учебный центр для подготовки киргизских и российских военнослужащих». Москва и Бишкек «сочли целесообразным до 1 ноября 2009 года разработать и подписать» российско-киргизское «соглашение о статусе и условиях пребывания Объединенной российской военной базы» (ОРВБ) в Киргизии, в которой будут определены все российские военные объекты в республике, включая авиабазу в Канте. Статус личного состава ОРВБ и членов их семей будет приравнен к статусу административно-технического персонала российского посольства в Бишкеке.
Российские военные совместно с киргизскими вооруженными силами должны будут «защищать суверенитет и безопасность Киргизии, а также безопасность российских военных объектов на ее территории, включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований». Соглашением будут определены «условия аренды земельных участков и другого имущества, обеспечения экологической безопасности, возмещения ущерба, связанного с использованием и функционированием объектов» ОРВБ. В меморандуме указывается, что «срок действия будущего соглашения -- 49 лет с возможностью его автоматического продления на 25-летние периоды».
В подписанном в Чолпон-Ате документе не указывается место дислокации российского батальона и будущего учебного антитеррористического центра. Источники «Времени новостей» в Бишкеке считают, что этим местом станут окрестности города Ош, расположенного в киргизской части Ферганской долины. Однако некоторые киргизские эксперты считают разумным разместить российский контингент в еще одной южной области республики -- Баткенской, это способствовало бы, по их мнению, созданию на этой малозаселенной территории новых, в том числе и гражданских, инфраструктур.
Подписание меморандума означает не только усиление российского военного присутствия в Центральной Азии, о необходимости которого, особенно на фоне приобретающего долговременный характер военного присутствия США в регионе, говорят в Москве. Обозначенные параметры будущего соглашения указывают на фактически первый прецедент достигнутой между Россией и ее союзником договоренности о цивилизованных условиях размещения российской военной инфраструктуры за рубежом. Упоминание необходимости арендной платы, ответственности за возможный экологический и другой ущерб, несомненно, является серьезным успехом, в первую очередь Бишкека. Тут явно сказался опыт переговоров с Вашингтоном о судьбе американской базы Манас в бишкекском аэропорту, приведших к солидному увеличению дивидендов со стороны США и переоформлению статуса базы в гражданский центр транзитных перевозок.
Не исключено, что успешный опыт Бишкека вдохновит на новые требования и Душанбе, который добивается увеличения выплачиваемых Россией бонусов за продолжение пребывания в Таджикистане 201-й российской военной базы. Как известно, в ходе визита Дмитрия Медведева в Душанбе в конце прошлой недели этот вопрос по-прежнему не нашел своего решения.
Что же касается перспективы создания КСОР ОДКБ, то, похоже, на время об этой теме придется забыть. Разумеется, как уже заметил после саммита в Чолпон-Ате глава российского МИДа Сергей Лавров, учебный центр для подготовки российских и киргизских военнослужащих, создаваемый в Киргизии, смогут использовать и другие страны -- члены ОДКБ. По его словам, обе страны «готовы сделать его частью создаваемых Коллективных сил общего реагирования (КСОР)».
Однако, похоже, этой «готовностью» никто из союзников по ОДКБ не спешит пока воспользоваться. Более того, как указывает один из осведомленных наблюдателей в Ташкенте, возможно, что уже в скором времени официальную позицию Узбекистана по вопросу создания у его границ новой российской военной базы выскажет парламент этой страны.
А вчера, когда почти все высокие гости уже разъехались, в Бишкеке состоялась инаугурация президента Бакиева на второй срок. Из коллег по ОДКБ на церемонии лично присутствовал только президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, он совмещал приятное торжество с полезным для здоровья отдыхом, на Иссык-Куле у него есть собственная резиденция. Именинник же, как свидетельствуют очевидцы, надев на грудь новые президентские регалии из золота и серебра и произнеся присягу, несколько раз прослезился.
Аркадий ДУБНОВ