|
|
N°138, 04 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"У нас не президентская республика"
Одному из разработчиков действующей Конституции России, автору Гражданского кодекса РФ Сергею АЛЕКСЕЕВУ 28 июля исполнилось 85 лет. Специальным распоряжением президента России Дмитрия Медведева г-ну Алексееву объявлена благодарность «за большой вклад в развитие отечественной правовой науки, подготовку юридических кадров и совершенствование законодательства». Корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА поинтересовалась мнением юбиляра по поводу изменений, которым подвергся за последнее время Основной закон страны.
-- Сергей Сергеевич, как один из авторов российской Конституции, как вы относитесь к внесенным в нее поправкам, в частности к увеличению срока президентских полномочий с четырех до шести лет?
-- В первых вариантах Конституции предлагался именно шестилетний срок. Я тогда познакомился с господином Робером Бадинтером, он был председателем конституционного совета Франции, это виднейший юрист не только Франции, но и всего западного мира. Он говорил, что хотя во Франции и установили семилетний срок полномочий для президента, но стараются его сократить, так как идет тенденция к излишней централизации в обществе. Сейчас у них срок президентских полномочий сокращен до пяти лет. После этого моя позиция не изменилась: я думаю, что шестилетний срок излишен. Когда я еще был аспирантом и занимался этой темой подробно, было установлено, что если человек находится у власти примерно восемь -- восемь с половиной лет, то у него уже начинаются такие внутренние процессы, которые ему мешают быть объективным, беспристрастным.
-- А как же Ирландия, Мексика, Финляндия, где срок президентских полномочий достаточно велик? Правда, это парламентские республики, а не президентские...
-- У нас тоже не президентская республика. Когда закладывали Конституцию, там было установлено, не что это президентская республика, а что это демократическая республика. Президент выполняет те функции, которые распространены на европейском континенте, он является гарантом прав и свобод, обеспечивает функционирование всех других властей в совокупности государства, в известной степени олицетворяет его во внешнем мире, но не обладает какими-то административными репрессивными полномочиями.
-- Тем не менее от экспертов часто приходится слышать, что наша Конституция обеспечивает президенту исключительные полномочия.
-- Нет, это неверно. У нас нет ни одного положения, которое давало бы неограниченные права президенту. Это лицо является гарантом, представляет государство, но нет и намека на какие-то неограниченные полномочия. У нас демократическая республика, предусмотрено разделение властей.
-- Хорошо, это, как говорится, на бумаге, а в политической практике нет ли у нас какого-то противоречия с духом Конституции, смещения полномочий в пользу президента?
-- Вы сами отвечаете на свой вопрос. Каждый непредвзятый человек может сделать свои выводы в этом отношении.
-- А вы следили за самим процессом внесения поправок в Конституцию по поводу продления срока полномочий главы государства и Госдумы? После того как они были впервые озвучены президентом, все это было так быстро принято Госдумой...
-- Да, этот процесс произвел не очень благоприятное впечатление, как будто бы нужно было это сделать сейчас, срочно. И не было широкого обсуждения этих предложений специалистами.
-- Есть ли какая-то мировая практика внесения поправок в Конституцию? Сколько это занимает обычно времени, насколько широкой может быть общественная дискуссия?
-- Главное, чтобы это не было скоропалительно, как у нас, как было в советское время, когда вставали депутаты и тут же вносили поправки и принимали их сразу.
-- Частота внесения поправок в Конституцию или ее неприкосновенность -- это показатель качества государственности?
-- Да, конечно, в США за 200 лет было внесено всего около 30 поправок, и все. Даже знаменитая первая поправка, Билль о правах -- это редкое исключение. Хотя его формулировки очень ценны, и я не скрою, что многие из них были нами восприняты как образец, с которым можно как-то сверять и свою работу. Потому что он уже проверен временем.
-- Можно ли говорить о том, насколько Конституция России реализована? В декабре отмечали 15-летие со дня принятия Конституции, и один из ее разработчиков ,Сергей Шахрай, говорил о том, что Конституция реализована на 60%, причем был подсчет реализации в процентах для каждого конкретного положения.
-- Я думаю, что высчитывать проценты реализации закона -- это довольно сомнительная вещь. Конституция, как и любой закон, многогранный акт, который имеет несколько слоев. Тут несколько слоев есть, принципиальные положения -- такие, как организация власти, права человека, организация судебной системы. А есть такие, которые, конечно, имеют существенное значение в практической деятельности, но они не равноценные, эти положения, они разного уровня, хотя входят в единый текст. Важнее все-таки смотреть, как воплощается в жизнь демократическая суть Конституции, которая была выработана в то время, когда Основной закон создавался, и, мне кажется, должна сохраниться на долгое время вперед.
-- Как вы относитесь к изменениям, связанным с Конституционным судом, который был фактически приравнен к Верховному и Арбитражному, а председателя КС теперь назначает президент? Это принципиальный вопрос?
-- Конечно, это вопрос принципиальный. Конституционный суд -- известная вершина правосудия, призванная претворять в жизнь демократические начала, проверенные столетиями. Самостоятельность, независимость Конституционного суда -- одна из высших демократических ценностей. Я считаю, что это решение в какой-то степени опрометчивое.
-- Сейчас много говорится о развитии гражданского общества. На ваш взгляд, Основной закон и в целом существующая законодательная база создают достаточно юридических предпосылок для развития гражданского общества? И вообще есть ли в России гражданское общество?
-- Пока нет. Здесь нужна большая работа, которая связана с самоутверждением личности, с защитой прав человека, упорядочение власти, чтобы не было тех нареканий, которые сейчас возникают в связи с излишней централизацией. Потому что настоящее развитое гражданское общество -- это общество, в котором все в частных руках, а не в руках государства. У нас в этой области уже произошли серьезные изменения, но предстоит еще немало работы.
Сергей Сергеевич АЛЕКСЕЕВ родился 28 июля 1924 года в Орле. В августе 1942 года был призван на военную службу в саперные части и прошел Великую Отечественную войну, сражаясь на Волховском, Ленинградском, Карельском фронтах и в Заполярье.
В 1945--1949 годах -- студент Свердловского юридического института (СЮИ). Как лучший выпускник был зачислен в аспирантуру СЮИ по кафедре гражданского права, где под научным руководством основателя Уральской школы цивилистики Бориса Черепахина в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1961 году защитил докторскую диссертацию, и уже через год ему было присвоено ученое звание профессора кафедры гражданского права. В 1963 году возглавил кафедру теории государства и права Свердловского юридического института, которой руководил до 1988 года.
В 1974 году был удостоен звания «Заслуженный деятель науки РСФСР», а в 1977 году -- Государственной премии СССР за цикл работ по проблемам теории права. В 1987 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по отделению философии и права. В 1988 году создает в Уральском отделении Академии наук СССР Институт философии и права, который возглавлял до 1995 года.
В 1989--1990 годах -- депутат Верховного совета СССР, являлся председателем комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного совета СССР, участвовал в работе комиссии Верховного совета СССР по подготовке проекта закона СССР о конституционном надзоре.
В 1989--1991 годах -- председатель комитета конституционного надзора СССР, заложившего основы системы конституционного правосудия в России. В 1991--1995 годах возглавлял созданный им Исследовательский центр частного права при президенте РФ.
В 1993 году принял активное участие в подготовке проектов Конституции и Гражданского кодекса РФ. В 1993--1995 годах участвует в работе президентского совета, а затем Комиссии по правам человека при президенте РФ.
Сергей Алексеев опубликовал свыше 400 научных работ, в том числе 60 монографий по теории государства и права, многие из которых изданы за рубежом. Под его руководством защищено около 15 докторских и более 60 кандидатских диссертаций. Сергей Сергеевич является почетным профессором Уральской государственной юридической академии и почетным доктором Университета Париж-XII Валь-де-Марн.
В июне 2009 года указом губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя Сергею Алексееву присвоено почетное звание «Почетный гражданин Свердловской области».
Живет в Екатеринбурге.
|