|
|
N°137, 03 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин и Нищета
Премьер совершил краткую экспедицию по Дальнему Востоку
Владимир Путин провел выходные на Дальнем Востоке и Байкале. Рабочая поездка главы кабинета министров получилась необычной. Наряду с решением государственных вопросов газификации и развития отдаленных территорий страны и обсуждением экологических проблем глава правительства поучаствовал в нескольких научных проектах: проследил за миграцией белух в Охотском море и спустился на дно Байкала в глубоководном аппарате «Мир-1».
В пятницу в селе Георгиевка, в 80 км от Хабаровска, Владимир Путин присутствовал на церемонии сварки первого стыка магистрального газопровода Сахалин--Хабаровск--Владивосток. Проект, по словам полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева, по масштабам сравним с БАМом, а по полезности может его превзойти. Новый газопровод наконец доставит в Приморский край дешевое топливо: сейчас уровень газификации края равен нулю, а в Дальневосточном округе всего 6--7%.
Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков особо отметил, что необходимость строительства обусловлена исключительно интересами жителей региона. Это же подчеркнул и Владимир Путин, выступая с поздравительной речью перед газовиками с выстроенной посреди голого поля трибуны. Но верилось в подобные заверения с трудом: местные чиновники вспоминали, как еще год назад при любом обращении в «Газпром» с просьбой дать газ населению и промышленности слышали «экспорт выгоднее».
Соображения экспорта явно были на первом месте, когда в 2007 году принималась «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР». Подстегнул развитие событий и грядущий саммит АТЭС-2012, ровно к которому в 2011 году газ придет во Владивосток и на остров Русский. А поскольку тянуть трубу мимо соотечественников было как-то неловко, то и получилось, что на словах на первое место вышло желание газифицировать регион.
На заседании в Хабаровске на тему «О контроле исполнения поручений президента и правительства по вопросам, связанным с развитием Дальневосточного региона» премьер поднял самые насущные проблемы: помощь пострадавшим от землетрясения в Невельске в 2007 году, строительство в регионе сейсмоустойчивой инфраструктуры и объектов различного назначения, повышение транспортной мобильности жителей за счет введения льготных тарифов на авиабилеты. Последнее -- часть решения глобальной проблемы интеграции отдаленных регионов в экономическую жизнь страны. Часть этого плана -- решение о льготных тарифах на перевозку отечественных автомобилей, которое в кризис должно было прежде всего поддержать падающую промышленность. Но этого оказалось недостаточно -- с момента начала действия льгот 1 декабря 2008 года на Дальний Восток было доставлено лишь 808 машин.
В пятницу было объявлено еще об одной попытке одновременно поддержать производителей, заинтересовать покупателей и стимулировать экономику региона. На этот разговор шел о планах строительства в Приморском крае завода компании «Соллерс» по выпуску полной линейки японских грузовых автомобилей «Исудзу» грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн, корейских внедорожников «Ссанг Йонг» и микроавтобусов «ФИАТ-Дукато», предназначенных для перевозки грузов или людей. Число создаваемых рабочих мест на автосборочном производстве составит не менее 700 человек, на компонентных производствах -- не менее 300. Начать сборку первых машин планируется уже в феврале 2010 года. Кредит в 5 млрд руб. на строительство завода, а заодно и на развитие производства в европейской части страны «Соллерс» получил от ВЭБа.
Премьер-министр особо озаботился запуском и нормальным функционированием автозавода и даже отдельно поручил министру энергетики Сергею Шматко обеспечить все необходимое: «Отрегулировать все вопросы так, чтобы автосборочное предприятие было полностью обеспечено энергоресурсами. Это и газ, и электроснабжение. Чтобы все было сделано в срок и чтобы предприятие могло функционировать и выполнять свои инвестиционные планы».
Руководители "Соллерса" тут же заявили, что компания хотела бы подключиться к строящемуся во Владивосток газопроводу. На что представитель «Газпрома» г-н Ананенков заметил, что это будет сделать сложно в рамках существующей ресурсной базы: «Нужно посмотреть объем потребления и учесть, до 2014 года ресурсная база «Газпрома» -- это 1,6 млрд кубометров газа, из которых 1,2 млрд кубометров будут поставляться на остров Русский для саммита АТЭС, а еще 0,6 млрд кубометров газа должны быть поставлены на ТЭЦ-1 для Южно-Сахалинска». Впрочем, возражать премьеру никто не посмел, чиновники согласились подумать над запросом «Соллерса».
После заседания и короткой встречи с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом премьер-министр отправился на Охотское море, где на острове Чкалова помог ученым установить ультразвуковой датчик на белухе Даше. С помощью этих датчиков ихтиологи следят за миграцией китов.
Как оказалось, это было только начало научно-исследовательской части поездки Владимира Путина. На следующий день, в субботу, премьер покинул землю, чтобы спуститься на дно Байкала.
Погружение в глубоководном аппарате «Мир-1» проходило в рамках двухлетней экспедиции «Миры на Байкале 2008--2009», организованной на частные средства для самого подробного исследования озера. Уникальный проект открыл перед учеными небывалые возможности, которыми они воспользовались в полной мере. В рамках экспедиции уже было сделано несколько важных открытий. Например, установлено, что максимальная глубина озера больше, чем считалось ранее, и достигает 1637 метров. А самое главное и перспективное открытие было представлено в субботу г-ну Путину. Ученые продемонстрировали премьеру газовый гидрат -- особое соединение углеводородов, образованное при большом давлении и содержащее метан. Российские исследователи уже готовы запатентовать метод добычи природного газа из этой субстанции. Пока, разумеется, не идет речи о добыче углеводородов прямо со дна Байкала, любые промышленные разработки на заповедной территории запрещены законом, да и насущной необходимости в этом нет. Но вполне возможно, что в будущем гидраты станут существенным источником энергии, тем более что на дне морей и океанов их достаточно.
После короткой экскурсии по судну «Метрополия» -- плавбазе подлодок «Мир» -- Владимир Путин оделся в рабочую спецовку гидронавтов и вместе с заведующим лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии и Героем России Анатолием Сагалевичем и пилотом Виктором Нищетой погрузился в аппарат под №1. Г-н Сагалевич по ходу объяснений и инструктажа успел пожаловаться на бедное состояние научно-исследовательского флота, и в частности судна «Мстислав Келдыш», которое было базой для «Миров» при съемках «Титаника». Премьер, уже весь в предвкушении увлекательного путешествия, рассеянно заметил, что с 2011 года «мы начнем» реализацию программы развития научно-исследовательского флота. «Хорошо», -- несколько недоверчиво вздохнул Герой России Сагалевич.
Вслед за «Миром-2» начал погружение и премьерский аппарат, на дне Байкала он провел около четырех часов и достиг отметки 1395 метров. Поднявшись на поверхность, Владимир Путин выглядел необычайно довольным, он отметил хорошую экологию и просто «замечательный вид».
Но журналистов больше интересовало другое -- судьба Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, долгие годы отравлявшего сбросами озеро, лишь в сентябре 2008 перешедшего на замкнутый цикл и закрытого буквально через месяц после этого, в октябре прошлого года, из-за нерентабельности. На предприятии работает десятая часть 17-тысячного города Байкальска. Функционирование комбината в нынешних условиях приносит ежемесячно 32 млн руб. убытков. Сотрудники ЦБК уже устраивали акции протеста и даже объявляли голодовку, требуя погашения долгов по заработной плате.
«Нужно подумать, что с этим делать, но принимать такие решения (о закрытии градообразующих предприятий в кризис. -- Ред.) мы не имеем права с кондачка. Мы обязаны подумать о людях, которые там работают, живут и кормят свои семьи», -- заявил Владимир Путин уже на берегу, открывая совещание по вопросу «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности» в музее поселка Листвянка на берегу озера Байкал. Премьер не стал давать обещаний, но из его слов следовало то, что комбинат будет запущен вновь (как рассказали местные жители, на комбинат уже снова набирают сотрудников), тем более что, по словам премьера, владельцы (структуры Олега Дерипаски) «согласны на все»: «Собственники не отказываются, они вообще готовы даже в убыток себе отработать. Войны с ними сейчас нет, так бывает нечасто, но в данном случае они согласны на все».
Кстати, "официальные" ученые уже не раз заявляли, что Байкалу по силам справиться с существующей вредной нагрузкой от ЦБК, уникальные особенности озера позволяют ему эффективно самоочищаться. Премьер это мнение разделяет, впрочем, не отрицая, что нужно стремиться к улучшению экологии одного из объектов мирового природного наследия ЮНЕСКО, но всему свое время. Директор программы «Гринпис России» Иван Блоков среди прочих соображений предложил премьеру создать туристско-рекреационную зону на Байкале и даже пригласить «германцев для отдыха». Излишняя настойчивость эколога в условиях кризиса даже вызвала у г-на Путина раздражение: «Германцев мы уже приглашали на лед Ладожского озера (премьер оговорился: Ледовое побоище с рыцарями Ливонского ордена состоялось на Чудском озере. -- Ред.), хватит, не надо. Давайте мы сами все сделаем».
К другим предложениям экологов Владимир Путин отнесся более благожелательно. Между тем Иван Блоков и Игорь Честин, директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы, старались как могли, чтобы высшее руководство прониклось насущными экологическими проблемами. Такими, как деятельность мусоросжигательных заводов, которые только в Москве выбрасывают в воздух диоксина больше, чем во всей Германии, отсутствие качественного лесного контроля, в том числе нехватка лесников, неточная статистика пожаров (г-н Блоков привел данные Красноярского института леса на основе космоснимков -- пожаров в 5,5 раза больше, чем официально регистрируется). Экологи настаивали на более суровых штрафах за превышение норм предельного загрязнения на предприятиях и на возврате обязательной государственной экологической экспертизы частных проектов. Г-н Честин предложил стимулировать повышение ответственности компаний через госзакупки, заложив в них требование соблюдать экологические нормы.
Владимир Путин пообещал отдельно разобраться в каждом вопросе, напомнив о прежних заслугах правительства в решении экологических проблем: «Ни при решении переноса нефтепроводной системы (ВСТО) к берегу Тихого океана, ни при сооружении олимпийских объектов, ни при решении других вопросов в других местах мы, конечно, денег не жалели и жалеть не будем. Речь не идет о какой-то экономии на экологии и природе». Премьер заверил, что государство продолжит работу в этом направлении, и сделал реверанс в сторону негосударственных экологов, сообщив, что подпишет комплекс мер по охране окружающей среды, предусматривающий более активное сотрудничество российских властей с общественными экологическими организациями -- «это одно из важнейших направлений подготовленного правительством комплекса мер по охране окружающей среды».
В воскресенье премьер продолжил визит в Иркутскую область посещением этнографической деревни Тальцы на берегу Ангары и встречей в Иркутске со знаменитым писателем Валентином Распутиным, с которым тоже обсуждал экологические проблемы Байкала.
Юлия МИРОНОВА, Хабаровск -- озеро Байкал