|
|
N°137, 03 августа 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У нас все будет
Консерватория предлагает 34 абонемента и десятки бесплатных концертов
Три года назад Московская консерватория отметила 140-летие, приурочив к знаменательной дате серию юбилейных абонементов. За три сезона абонементы стали важным дополнением к филармоническому изобилию. Разумеется, консерватория не конкурирует с филармонией по части программ симфонических, зато организует десятки камерных и сольных вечеров, в том числе в рамках абонементов.
Создание этой системы -- заслуга Тиграна Алиханова, занимавшего пост ректора с мая 2005 года до февраля года нынешнего. При Алиханове консерватория стала проводить более тридцати абонементов ежегодно, не говоря уже о ряде ярких фестивалей и конкурсов. «Расчетами на песке» назвал абонементную политику Алиханова его преемник Александр Соколов, беседуя с журналистами после недавнего избрания на пост ректора. Однако структура абонементов нового сезона не отличается от прежней: программы в основном составлены при предыдущем ректоре.
Среди внеабонементных мероприятий сентября выделяются концерты мировых звезд Максима Венгерова (3 сентября) и Ицхака Перлмана (23 сентября). Перлман представит программу скрипичной музыки, а его младший коллега Венгеров продолжит освоение дирижерской профессии за пультом Симфонического оркестра консерватории. Без которого не обойдется и официальное открытие сезона 14 сентября -- вечер музыки Дворжака, куда приглашают маэстро Анатолий Левин и виолончелист Александр Рудин.
В Рахманиновском зале в первый же месяц сезона свободный вход на два десятка вечеров отнюдь не «второй свежести». Как минимум пять программ лучше не пропускать: 5 сентября днем -- концерт музыки французского гения Эрика Сати, которую представят пианист Алексей Любимов (ключевая фигура сезона), хореографический ансамбль «Арабеск» и другие. Неделей позже ансамбль «Студия новой музыки» открывает цикл «Йозеф Гайдн. Игры в классики» к 200-летию со дня смерти композитора: в диалог с Гайдном вступят наши современники. 17 сентября «Студия» продолжает «Панораму современной итальянской музыки», блистательно стартовавшую в прошлом сезоне. А тремя днями ранее солисты «Студии» Ольга Галочкина (виолончель), Мона Хаба (фортепиано), Михаил Дубов (фортепиано) и Дмитрий Щелкин (ударные) играют российских композиторов ХХ века -- Рославца, Вышнеградского, Мосолова, Вайнберга, Бориса Чайковского, незаслуженно оставшихся в тени великих мастеров. Накануне, 13 сентября, можно будет услышать игру самого Тиграна Алиханова, который выступит со Струнным трио консерватории.
Алиханов принимает участие и в фестивале памяти Юрия Янкелевича -- 23 сентября, Малый зал. Еще один мемориальный фестиваль посвящен Олегу Янченко, выдающемуся российскому органисту и композитору: международный форум продлится с 22 сентября по 16 ноября, в его программе около двадцати концертов в Москве, Ярославле, Омске и других городах России и ближнего зарубежья. 30 сентября в МЗК -- редкая возможность услышать музыку Янченко.
28 сентября в МЗК начинается один из ярчайших абонементов сезона -- «Концерт без оркестра», посвященный фортепианным и клавесинным дуэтам. Его откроют Иван Соколов и Вячеслав Попругин с сочинениями Листа, Стравинского, Шостаковича. В цикле участвуют клавесинисты Мария Успенская и Алексей Шевченко, пианисты Михаил Дубов, Мона Хаба, Юрий Мартынов и солисты Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского. У этого коллектива также свой абонемент из четырех концертов.
Один из главных героев сезона -- Альфред Шнитке: 24 ноября -- 75 лет со дня его рождения. Масштабных мероприятий, увы, не планируется; это пять лет назад 70-летие Шнитке было отмечено в столице грандиозным форумом. Тем не менее консерватория посвящает памяти композитора ежегодный хоровой фестиваль (открывается 18 сентября) и несколько абонементных концертов. Цикл «Музыкальное наследие ХХ века» начнется 3 ноября, сонаты Шнитке и эпилог из балета «Пер Гюнт» сыграют Алена Баева, Александр Рудин и Владимир Сканави. Не менее интересны программы, посвященные Альбану Бергу и Андрею Волконскому; исполнители -- пианисты Алексей Любимов, Михаил Дубов, Юрий Полубелов, Сергей Каспров, кларнетист Олег Танцов, скрипач Станислав Малышев, виолончелистка Наталия Гутман.
Музыка Шнитке будет звучать еще в двух абонементах. «Концерты-монографии» стартуют 7 ноября, сочинения Шнитке исполнят «Студия новой музыки» и Александр Ивашкин, автор книги «Беседы с Альфредом Шнитке», один из трех виолончелистов, которым Шнитке посвящал свои сочинения (наряду с Мстиславом Ростроповичем и Наталией Гутман). А 24 ноября, в день рождения композитора, о нем вспомнят в рамках абонемента «Двойной портрет»; концерт посвящен также памяти Эдисона Денисова, скончавшегося в этот день. Произведения двух выдающихся современников исполнят органистка Людмила Голуб и Камерный хор Валерия Полянского.
Очень интересным обещает стать цикл «Выйти за пределы, прикоснуться к реальности» -- двойные портреты композиторов, чьи имена принято связывать с минимализмом. 6 ноября -- живые классики Пярт и Сильвестров, 24 декабря -- разговор Владимира Мартынова с Джоном Кейджем, 28 мая «Диалог иллюзиониста и мага» представят Павел Карманов и Сергей Загний. Особо следует выделить вечер музыки Мортона Фелдмана и Антона Батагова (9 января) с участием звезд разных поколений: помимо Татьяны Гринденко и Алексея Любимова на сцену выйдут певица Наталия Пшеничникова и дирижер Теодор Курентзис, прежде в абонементах консерватории не выступавший. Музыка Фелдмана прозвучит и в Большом зале в программе «Механический балет -- Цирк на 352 клавишах», где Алексей Любимов, Михаил Дубов, Петр Айду и Алексей Зуев представят сочинения разных эпох для четырех роялей.
Абонемент «Юбилеи сезона» начнется в марте, музыку Равеля представят дирижер Анатолий Левин и пианистка Элисо Вирсаладзе. Цикл продолжат концерты, посвященные Малеру (9 апреля) и Чайковскому (24 апреля, солистка Лиана Исакадзе). У Симфонического оркестра консерватории еще два абонемента, в которых примут участие скрипачи Александр Тростянский и Алена Баева, пианисты Алексей Любимов и Андрей Коробейников, гобоист Алексей Уткин, виолончелист Александр Бузлов.
Итого 34 абонемента, цена большинства -- не выше 600 руб., некоторые стоят до 800 и 1000. Исключение -- два оркестровых цикла и два вокальных: «Примы оперной сцены» и «Сто романсов Чайковского» (их цена -- до 1500--1600 руб.) с участием Елены Образцовой, Елены Максимовой, Яны Иваниловой, Хиблы Герзмавы, Зураба Соткилавы, Владимира Редькина. Если учесть десятки бесплатных программ, то должно признать, что концерты и в пору кризиса остаются вполне доступными.
Илья ОВЧИННИКОВ