|
|
N°136, 31 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нормативная база подталкивала к коррупционным действиям»
Деятельностью руководителей ФФОМС были недовольны очень многие
Арест руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году по большому счету был неизбежен, считают многие эксперты фармацевтического рынка, наблюдавшие за ходом монетизации льгот. «Слишком многим людям было известно, что там происходит», -- вспоминают участники событий 2005--2006 годов. Да и сама наспех разработанная схема распределения «лекарственных» субвенций из федерального бюджета между территориальными фондами обязательного медицинского страхования, являющимися независимыми юридическими лицами, содержала в себе множество лазеек. «Можно сказать, что действующая нормативная база подталкивала должностных лиц к коррупционным действиям. По сути, на ровном месте был создан административный барьер, работникам ФФОМС лишь надо было собирать мзду за его преодоление», -- сказал «Времени новостей» директор Института общественного здравоохранения Юрий Крестинский.
По его словам, не была четко прописана процедура выделения субвенций: кому, сколько и по каким принципам выделять, как оценивать потребности территорий. За неимением каких-либо объективных критериев за сотрудниками ФФОМС всегда оставалось последнее слово в вопросах распределения финансов. Также в то время фонд де-юре отвечал и за проведение конкурсов по закупкам лекарственных средств для программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Взяткоемкость этого процесса, по воспоминаниям очевидцев, также оказалась весьма серьезной. Дело в том, что занесение в списки конкурсантов той или иной компании проводилось на основе целого перечня обязательных требований к участнику, а требования эти зачастую придумывались «под кого-то» конкретного. Разумеется, при столь личностном подходе обиженных оптовых компаний и территориальных фондов с каждым днем становилось все больше. И посадить руководство ФФОМС тогда мечтали многие.
Простые же граждане в то же самое время роптали из-за проблем с получением льготных лекарств по программе ДЛО, которая стартовала в 2005 году. К моменту начала проверок в ФФОМС в 2006 году пенсионеры уже стали выходить на улицы с требованием снять тогдашнего министра Михаила Зурабова -- главного инициатора реформ в отечественном здравоохранении. Напомним, что из-за внушительного размера списка медикаментов и отсутствия жестких финансовых ограничений в 2006 году льготных лекарств было выписано на 65 млрд руб. при запланированном объеме затрат 29,9 млрд. В результате льготных лекарств повсеместно не хватало, а долг государства перед поставщиками приблизился к 30 млрд руб. Эти события во многом и привлекли внимание правоохранительных органов к деятельности ФФОМС, хотя все выявленные в ходе следствия нарушения и случаи мздоимства относятся к распределению субвенций на обязательное медицинское страхование по регионам.
Тем не менее руководство Минздравсоцразвития фактически сразу возложило ответственность за провал программы ДЛО в 2006 году на руководство ФФОМС. «Есть ощущение, что сейчас пытаются представить ответственными за все людей, которые были лишь винтиком -- далеко не главным -- во всей этой большой системе», -- считает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, видящий в происходящем желание властей найти козлов отпущения, а не разобраться в причинах.
«Чисто по-человечески мне жаль этих людей, никому не пожелаешь оказаться в такой ситуации, -- сказал «Времени новостей» Дмитрий Рейхарт, занявший кресло директора ФФОМС сразу после ареста Андрея Таранова. -- Но в том, что на реформе здравоохранения в России был поставлен крест, виновата именно эта команда. Эти люди подвели и лично Михаила Зурабова, который тогда был министром». По словам г-на Рейхарта, все дела фонда были переданы ему в удручающем виде. Как сообщил «Времени новостей» один из сотрудников, работавший тогда в ФФОМС, вместо компьютерной базы данных, в которой должны были собираться все сведения о выписанных и проданных лекарствах в рамках ДЛО, Дмитрий Рейхарт получил в наследство лишь несколько устаревших компьютеров, шкафы с папками древней бумажной документации и полное отсутствие намеков на новые информационные технологии. При этом все последние месяцы работы директор фонда Андрей Таранов обещал презентовать новую систему буквально со дня на день.
Галина ПАПЕРНАЯ