|
|
N°92, 27 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
НАТО приняли в Россию
Москва выходит на связь с Североатлантическим альянсом
В воскресенье в российскую столицу прибыл председатель военного комитета НАТО адмирал Гвидо Вентуриони. Сегодня ему предстоит поучаствовать в торжественной церемонии открытия в Москве миссии военной связи Североатлантического альянса. Отныне десяток старших офицеров из стран -- членов Альянса (первый состав включает в себя представителей Великобритании, Венгрии, Германии, Польши и США) будет работать в здании на Мытной, 3, поддерживая постоянный контакт со своими российскими коллегами. Переговоры о создании московской миссии растянулись на пять лет, в итоге же она открывается лишь за несколько дней до того, как придется принимать решение о ее принципиальном реформировании. После намеченного на вторник Римского саммита НАТО перспективы взаимодействия России с Альянсом должны измениться столь серьезным образом, что сторонам придется заново согласовывать все имеющиеся у них планы сотрудничества. Первые коррективы должны быть оговорены уже сегодня, во время встреч г-на Вентуриони с министром обороны Сергеем Ивановым и начальником российского Генштаба Анатолием Квашниным.
В декабре прошлого года, когда в ходе заседания Совместного постоянного совета (СПС) Россия--НАТО в Брюсселе стороны обменивались нотами о предстоящем открытии московской миссии, была достигнута договоренность о том, что разрезать ленточку на ее «новоселье» будет сам генсек Альянса Джордж Робертсон. Тогда эта договоренность казалась таким серьезным прорывом во взаимоотношениях бывших противников, что Москва и Брюссель хотели обставить ее с максимальной пышностью. Сейчас, по признанию высокопоставленных военных источников газеты «Время новостей», появление в Москве миссии НАТО «рассматривается российским военно-политическим руководством лишь как один из рабочих моментов установления между нами нормальных контактов». Это уже само по себе является одним из подтверждений того, сколь серьезно трансформировалась внешнеполитическая линия России за последние полгода. Впрочем, по истории открытия миссии НАТО в Москве в принципе вполне можно изучать зигзаги российской дипломатии последних пяти лет.
В мае 1997 года Москва и Брюссель торжественно подписали Основополагающий акт Россия--НАТО и на его основе создали СПС. Вслед за этим в российской столице появилась и первая структура Альянса -- информационное бюро НАТО. Само по себе это мало что давало -- информбюро было исключительно пропагандистской организацией, координацией же собственно военного сотрудничества сторон должна была заняться миссия связи, открытие которой было намечено на весну 1999-го. Но тут случился балканский кризис, «разворот над Атлантикой», и все пошло совсем не так, как планировалось. В ответ на бомбежки натовской авиацией Югославии Москва заморозила все контакты с Альянсом и не только не пустила в Россию миссию связи, но даже выслала информбюро НАТО. В те дни москвичи пытались использовать против посольства США как тухлые яйца, так и ручные гранатометы, российские генералы быстренько ввели в свой лексикон термин «НАТО-фашизм», а бравые десантники получали награды и звания за «приштинский бросок». Любопытно, что в конечном итоге именно балканская кампания и стала прологом к нормальному взаимодействию российской армии со своими коллегами из стран НАТО: в конце концов наши миротворцы благополучно вошли в состав контингента «голубых касок», действующего под эгидой Североатлантического альянса. Однако тогда, весной 99-го, ситуация балансировала на грани нового кризиса между Россией и Западом. Стороны предпринимали шаги в военной области, совершенно не консультируясь друг с другом. Осознав, насколько дорого здесь может обойтись любая ошибка, Москва и Брюссель пошли на попятный: с прошлого года с Россию вернулось информбюро Альянса, с открытием миссии станут постоянными консультации профессиональных военных, а после Римского саммита должно стать возможным и совместное планирование вообще всех операций НАТО.
Юрий ГОЛОТЮК