|
|
N°136, 31 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Духовные разночтения
Протестантам не нравится эксперимент по введению религиоведения в школах
С апреля будущего года в 18 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Об этом факте (ставшем следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России) вчера напомнил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который по решению Патриархии возглавил рабочую группу по подготовке учебника «Основы православной культуры». В свою очередь лидеры Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) -- протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате, считают решение о раздельном преподавании основ каждой религии «если не провокацией, то недоразумением», и опасаются, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности.
По выражению протодиакона Кураева, изучение основ традиционных религий или светской этики станет «обязательным факультативом». «Это будет обязательный курс по выбору: школьник, а точнее, его родители выберут, какой именно урок учащийся будет посещать -- ОПК, основы другой религии или же уроки светской этики», -- пояснил о. Андрей. Уроки войдут в основную сетку занятий, подчеркнул он, так что «никто в это время не будет слоняться по коридорам».
Приобщение школьников к духовности займет сравнительно недолгое время. Тот предмет (а точнее, набор предметов в рамках общего курса духовно-нравственного воспитания), который опробуют в рамках эксперимента в 2010 году, будет преподаваться в общей сложности менее полугода -- в последней четверти 4-го класса средней школы и в первой четверти 5-го. Таким образом, «адресатами» ОПК окажутся дети девяти-десяти лет. «Министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснил, почему избрана именно эта возрастная группа -- это наименее конфликтный возраст», -- рассказал протодиакон Кураев. Четвероклассники и пятиклассники -- уже не маленькие детишки, но еще и не подростки, озабоченные проблемами переходного возраста, отметил священнослужитель. Учебник, который будет готовить редколлегия, возглавляемая протодиаконом Кураевым, по его предположению, будет готов к ноябрю 2010 года, т.е. практически на полгода позже старта эксперимента.
Позиция РПЦ относительно преподавания основ православной культуры заключается в том, что этот предмет должен быть сугубо светским, «поскольку и школа у нас светская», подчеркнул о. Андрей. «Если духовным окормлением армии призваны заниматься священники, а не замполиты, то программа преподавания духовно-нравственных дисциплин в школе должна осуществляться и финансироваться не церковью, а государством в лице Минобрнауки», -- озвучил протодиакон нынешнюю позицию церкви. Ведомство Андрея Фурсенко, а отнюдь не какая-то религиозная организация будет контролировать ход эксперимента. Приобщение к основам православной культуры не ставит целью подготовку священнослужителей, отметил о. Андрей Кураев. «Более того, преподавание исключает религиозную пропаганду, призывы к исполнению религиозных обрядов или даже к согласию с излагаемым конфессиональным материалом, -- добавил представитель РПЦ. -- Педагог лишь в двух случаях может сказать «мы» -- «мы, люди» и «мы, граждане России». Никакая иная идентификация (например, «мы, православные») на уроках, в том числе посвященных основам конфессиональной культуры, допускаться не должна».
По словам Кураева, речь на уроках ОПК (и подобных ему предметах) пойдет не об истории церкви и даже не о библейской или исламской истории, а «о некоем культурном следе, который религии оставили в истории человечества, и в частности истории России». Но, добавил профессор Московской духовной академии, при правовом равенстве религий перед законом не может идти речи о равенстве культурном. «Никакая конституция не может уравнять вклад кришнаизма и вклад православия или ислама в русскую историю», -- заметил о. Андрей.
Тема неравенства традиционных и нетрадиционных конфессий, похоже, не на шутку задела другого участника пресс-конференции -- управделами РОСХВЕ епископа Константина Бендаса, который помимо прочего входит в экспертный совет комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. «Глава РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский, благословивший меня на участие в этой пресс-конференции, как человек более оптимистичный, считает, что вся эта ситуация -- это большое недоразумение. Я не такой оптимист, я полагаю, что эксперимент в самое ближайшее время полностью провалится», -- с такого заявления начал свое выступление протестантский епископ. По его мнению, «пока все дойдет до абсурда и провалится, будут истрачены сотни миллионов рублей из госбюджета и, самое главное, будут искалечены души учащихся, и вся эта ситуация приведет к обострению межрелигиозной ситуации». Епископ Бендас выразил недоумение по поводу того, что решение о начале преподавания духовно-нравственных дисциплин именно в таком формате «принято келейно». Были проигнорированы прежние наработки и проекты учебников, в том числе подготовленных при участии Общественной палаты (членом которой является глава РОСХВЕ епископ Ряховский).
«Брат Константин забыл бы про все свои аргументы, если бы в списке возможных альтернатив было бы изучение не только православного христианства, но и протестантизма», -- парировал протодиакон Кураев. По его мнению, предлагаемое протестантами преподавание некоего общего предмета наподобие «основ религиоведения» вряд ли станет эффективным: для четвероклассников изучение истории религий будет чем-то сложным и явно преждевременным. При этом о. Андрей пригласил протестантов, как братьев во Христе, принять участие в разработке учебника по ОПК.
Третий участник пресс-конференции, зампредседателя Центрального управления мусульман России, муфтий Харис-хазрат Саубянов, заявив о том, что исламское духовенство поддерживает схему преподавания, предложенную на встрече с президентом, все же выразил некоторые сомнения: успеет ли российское педагогическое сообщество подготовить достаточное количество преподавательских кадров и не останутся ли ущемленными интересы неправославных школьников. «Если в классе из 25--30 человек один или двое исповедуют ислам, не будет ли руководство школы игнорировать этот факт?» -- задался вопросом муфтий.
«Все же предполагается, что курс будет вестись в объеме двух-трех уроков в неделю, поэтому никаких специальных учителей по этим дисциплинам по определению быть не может», -- отвечая на аналогичный вопрос «Времени новостей», заметил о. Андрей Кураев. По его словам, преподавать ОПК будет или приглашенный педагог («например, департамент образования выделит одного человека на десять школ -- в каждую на два часа в неделю»), либо эту роль на себя возьмут учителя литературы или истории. «Наши педагогические кадры, конечно, не блестящие, школа в кризисе, но учебник должен быть составлен таким образом, чтобы нейтрализовать бесталанность среднестатистической «Марьи Ивановны», -- добавил протодиакон.
Михаил МОШКИН