|
|
N°136, 31 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Льготы придется подтверждать
Министерство финансов рекомендует регионам экономить на социальных расходах
Вчера на своем заседании правительство рассматривало основные направления бюджетной политики на 2010--2012 годы. А накануне Министерство финансов настоятельно попросило регионы воздержаться от расширения перечня социальных расходов в 2010 году. Такое пожелание содержится в размещенных на официальном сайте ведомства рекомендациях региональным властям по принципам формирования бюджетной политики на следующий год. В условиях падения собираемости налогов, в том числе региональных, Минфин призывает следить за соответствием объема расходных обязательств реальным доходным источникам регионов.
Региональным властям при формировании региональных бюджетов Минфин рекомендует исходить из консервативного сценария развития экономики, соблюдая соответствие объема расходных обязательств реальным доходным источникам. Для этого регионы должны провести «инвентаризацию» и оптимизацию публичных и социально-обусловленных расходов своих бюджетов. Меры социальной поддержки, как подчеркивают в финансовом ведомстве, следует оказывать с учетом принципа адресности и реальной степени нужды соискателей помощи.
Согласно рекомендациям, подписанным заместителем министра Антоном Силуановым, региональные власти должны разработать минимальные нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, чтобы соотнести свои расходные обязательства с объемом выплат льготникам. Для оптимизации расходных статей региональных бюджетов Минфин рекомендует, в частности, строже подходить к предоставлению субсидий по оплате услуг ЖКХ отдельным категориям граждан -- предоставлять их "только носителю меры социальной поддержки" и при этом исходить из социальной нормы площади жилья и федерального стандарта стоимости коммунальных услуг. Причем при выделении такой субсидии должно будет учитываться материальное положение граждан. Соответственно все те, кто продолжает претендовать на льготы, вновь будут поставлены перед необходимостью подтверждать свое материальное положение справками и документами. Исключение будет сделано только для граждан, имеющих заслуги перед государством, -- они получат субсидии независимо от своего материального положения.
Регионы финансируют льготы по двум направлениям -- это обязательные программы, установленные федеральными законами, и добровольные региональные. Первые -- массовые и затратные, вторые дешевле, и контингент их участников более разнообразен.
Самые масштабные по числу участников -- программа детских пособий и программа жилищных субсидий. В среднем по стране порядка 15% семей получает жилищные субсидии, но в отдельных регионах их доля доходит до 40%. Остальные меры социальной поддержки, самыми массовыми из которых являются ежемесячные денежные выплаты региональным категориям льготников, назначаются исходя из категориального принципа. Перечень категорий на свое усмотрение устанавливает сам регион.
В условиях сокращения доходов регион не может отменить федеральные программы, имея возможность экономить на своих собственных. Экономия на собственных льготниках -- политически недальновидный шаг, но теоретически резерв экономии есть и по федеральным программам. Давно уже не секрет, что общее число участников программы ежемесячных государственных пособий гражданам, имеющим детей, адресованной только бедным семьям с доходами ниже прожиточного минимума, значительно превышает реальную численность бедных домохозяйств в стране. Учитывая, что, по данным «Росстата», семьи с детьми составляют только половину всех малоимущих домохозяйств, очевидно: в программе детских пособий широко присутствует нецелевая группа. Это объясняется в первую очередь ограниченными возможностями учета доходов населения со стороны органов соцзащиты, а также разногласиями в подходах к определению малоимущей семьи при назначении ежемесячного пособия.
Та же самая ситуация с программой жилищных субсидий, относиться к которой строже призывает Минфин. Формула определения права на субсидию менялась несколько раз с тех пор, как программа начала функционировать в 1994 году, но нормативы площади жилья и стоимости коммунальных услуг устанавливают регионы. И они же в случае необходимости могут эти нормативы сократить.
Ранее вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что регионы в следующем году получат дотации в размере 23 млрд руб., которые должны быть направлены на выплаты пенсий. Также Минфин подготовил проекты распоряжений правительства о выделении нескольким регионам дотаций совокупным размером 11 млрд руб. Большая часть этих денег должна быть направлена на поддержание сбалансированности бюджетов субъектов федерации.
Минфин уже получил от региональных властей ряд предложений по методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. До 20 августа региональные финансовые органы имеют право провести сверку статистических данных, которые взяты Минфином для расчета дотаций, и даже оспорить исходные статистические данные. Сам расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет внесен в правительство к 20 сентября. Основной проблемой в предоставлении регионам финансовой помощи является отсутствие объективного экономического расчета для перераспределения средств между субъектами федерации. В разных регионах разное соотношение объемов зачисленных с их территории в федеральный бюджет налогов и полученной финансовой помощи. Это касается не только дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов федерации, но и финансовой помощи в целом.
В качестве мер улучшения ситуации с региональными бюджетами Минфин традиционно рекомендовал усилить налоговое администрирование, призвав налоговиков ужесточить контроль за правомерностью предъявления к возврату налогов (зачастую предъявленные к возврату суммы превышают реально уплаченные налоги). ФНС и «Росстату» также рекомендовано рассмотреть проблему несоответствия показателей статистической и налоговой отчетности и выработать механизм ее унификации.
Дело же, как уверяют в Совете Федерации, не в статистике и даже не в налоговой дисциплине; регионы всерьез опасаются бюджетного провала -- ввиду тотального сокращения доходов и самих субъектов экономической деятельности налогов может просто не оказаться в казне. По прогнозу Минфина, поступления по налогу на прибыль в этом году могут уменьшиться на 50--60%. Большая часть этого налога, 16% при общей ставке в 20%, поступает именно в региональные бюджеты. Неизвестно, как скажутся на региональных финансах и новые правила расчета нормативов распределения налоговых доходов. В частности, начиная со следующего года региональные бюджеты будут получать алкогольные акцизы исходя из численности населения старше 18 лет, а топливные -- исходя из удельного веса протяженности автодорог и количества зарегистрированных на его территории автотранспортных средств.
Ирина СКЛЯРОВА