Время новостей
     N°136, 31 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.07.2009
О гангстере бедном замолвите слово
"Джонни Д» на московских экранах
В середине тридцатых годов Джон Диллинджер (Джонни Депп) был врагом общества номер один. Он грабил банки, хотя его более продвинутые коллеги давно поняли, что на телефонном букмекерстве можно зарабатывать в разы больше. Он по-робингудовски не брал денег у простых людей, предпочитая потрошить государственные структуры. Он как минимум был красив и обходителен. Но именно его методы вызывали идеосинкразию у власти. И в только что созданном бюро расследований дают карт-бланш молодому, да раннему офицеру Мелвину Первису (Кристиан Бейл), который с удовольствием охотится на преступников с ружьем в лесу, будто на оленей, а живи чуть позже, наверняка бы любил запах напалма по утрам. В конце концов их пути пересекутся по полной программе -- точкой пули в конце.

Поставленное Майклом Манном «Джонни Д» -- совершенно изумительное кино. В череде последних крупномасштабных фильмов, которые ну никак не укладываются в формат меньший, нежели два с половиной часа, он кажется единственным, во время просмотра которого смотришь на экран, а не на часы. Потому что на этом самом экране разворачивается в марше энтузиастов какое-то почти что напрочь позабытое счастье, вполне физическое наслаждение картинкой (в данном случае это определение ни в коем случае не может считаться оскорбительным). Вне всякого сомнения, гениальный оператор Данте Спинотти («Секреты Лос-Анджелеса», пожалуй, лучший криминальный фильм последнего времени или считавшийся таковым до того момента, когда сейчас за дело не взялись режиссер Майкл Манн со товарищи) обращается с цифровой камерой настолько же виртуозно, как запечатлеваемые им гангстеры -- с автоматами и кольтами. И вроде бы выпендрежный прием -- снять историю из середины тридцатых так, как будто бы это очередной эпизод очень крутого и невероятно современного полицейского телесериала, перестает быть фишкой уже минут через десять. Снято все так, что дух захватывает в самом прямом смысле слова.

И совершенно не хочется разбираться в том, что на самом деле Диллинджер был, мягко говоря, совсем не таким фавном, каковым его изображает Депп, на самом деле он был пусть и необычным, но все-таки преступником, еще в тринадцать лет, как говорят, принявшим участие в групповом изнасиловании, а позднее впервые применившим практику взятия заложников, которыми он и его подельники прикрывались, выходя из очередного банка. Был, в сущности, таким же негодяем, как и большая часть легендарных преступников того времени. Но создателей фильма это совершенно не волнует -- несмотря на то, что сценарий основан на вполне документальной книжке и все формальности вроде бы соблюдены (само собой, Диллинджер в свой роковой последний вечер идет в кино именно на тот фильм, на который отправился в действительности, и так далее), и условности, связанные с обстоятельствами времени соблюдены с иезуитской точностью, и ручная камера обеспечивает вполне документальный эффект присутствия, но все равно это в первую очередь великая иллюзия. Не Джон Диллинджер и Мелвин Первис сражаются здесь, а капитан Джек Воробей и Темный Рыцарь. «Джонни Д» -- ни в коем случае не байопик, не жизнеописание знаменитого преступника и не история создания Федерального бюро расследований (собственно, по большей части именно этому и была посвящена книга-первоисточник).

Существует мнение, что фильм Манна не более чем высококачественный «развод» зрителей, которые чуть более умны, нежели среднестатистический посетитель мультиплексов, этакие «Трансформеры» для интеллектуалов, не несущие в себе никакой сверхидеи и призванные выколотить денежки из тех зрителей, которые с понятной брезгливостью относятся к похождениям гигантских роботов, но наживку в виде ретробоевика проглотят с удовольствием. Может, и так. Но штука в том, что это тот самый «нас возвышающий обман», которому невозможно сопротивляться в принципе. Для тех, кто хочет узнать, как на самом деле обстояли дела, можно посоветовать обратиться к фильму великого бруталиста Джона Милиуса «Диллинджер», в котором действуют самые настоящие «мясные машины», где порох пахнет порохом, а кровь -- кровью. В случае же с фильмом Майкла Манна -- это не более (но и не менее), чем великая иллюзия. Возможность прийти в кинотеатр, провалиться в экран с головой и не думать ни о чем, кроме как о гипотетическом моменте, что все происходящее перед твоими глазами может в какой-то момент закончиться. На сегодняшний день более чем немало.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино