Время новостей
     N°135, 30 июля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.07.2009
Европейские авиастроители зарабатывают с трудом
Колебания валют съели прибыль EADS
Европейская аэрокосмическая и оборонная компания EADS объявила вчера, что вопреки неблагоприятной конъюнктуре рынка закончила первую половину 2009 года с прибылью. Одновременно французские власти сняли с двух крупных акционеров компании, а также главы Airbus Томаса Эндерса (на снимке) подозрение в злоупотреблении инсайдерской информацией. Под следствием, однако, остаются еще семеро бывших и действующих руководителей EADS. Что же касается рыночных перспектив, сама компания оценивает их осторожно. «Опасность представляют ухудшение макроэкономической ситуации и снижение пассажиропотока, даже с учетом того, что ухудшение этих показателей в последнее время прекратилось или замедлилось, -- говорится в опубликованном вчера заявлении EADS. -- Признаков стабилизации не наблюдается, так как сокращение пассажиропотока и прибыли и сложности с финансированием ухудшают финансовое положение авиакомпаний».

EADS -- международный холдинг, контролируемый правительствами Франции, Германии и Испании через соответствующие государственные или близкие к государству компании. Вместе такие компании владеют чуть более 50% акций EADS. Остальные 49,12% акций распределены среди институциональных и частных инвесторов, включая сотрудников холдинга. Главный актив EADS -- концерн Airbus, выпускающий гражданские самолеты. Однако холдинг включает и другие предприятия, производящие широкий спектр авиакосмической техники гражданского и военного назначения.

Согласно опубликованному вчера отчету за первые шесть месяцев 2009 года, консолидированная выручка EADS составила 20,2 млрд евро. Чистая прибыль компании достигла 378 млн евро. В первом полугодии 2008 года соответствующие показатели равнялись 19,7 млрд евро и 403 млн евро. То есть выручка компании в этом году по сравнению с прошлым несколько увеличилась, а чистая прибыль, наоборот, снизилась. EADS объясняет такую динамику, в частности, не зависящими от нее обстоятельствами -- неблагоприятными колебаниями курсов валют в течение года. Дело в том, что контракты на мировом авиационном рынке традиционно заключаются долларах США, о основные расходы EADS номинированы в евро. По утверждению EADS, если бы соотношение этих валют в течение 2009 года оставалось неизменным, то ее показатель EBIT (прибыль до выплаты процентов и налогов) в первой половине 2009 года достиг бы 1,3 млрд евро. В реальности он равняется лишь 888 млн евро.

Главный мировой конкурент EADS -- американская компания Boeing, которая тоже производит гражданские и военные воздушные суда, космическую технику, -- в первом полугодии 2009 года отчиталась о получении выручки в 33,656 млрд долл. (23, 886 млрд евро) и чистой прибыли 1,608 млрд долл. (1,141 млрд евро). По сравнению с аналогичным периодом 2008 году у Boeing прослеживается та же тенденция, что и у европейской компании: выручка немного подросла (на 2%), а чистая прибыль упала (на целых 22%). Причем на американскую фирму фактор валютных колебаний не действовал в той же мере, что и на европейцев. Однако общая конъюнктура мирового авиарынка в дни финансового кризиса предопределила сходный результат.

Однако помимо общемировых проблем у каждого из авиастроительных гигантов есть свои собственные, индивидуальные трудности. Для EADS большой проблемой стал срыв сроков проектирования лайнера A380 в 2006 году. Он повлек за собой череду отставок в EADS и ее дочерней компании Airbus, падение рыночных котировок акций EADS на четверть и расследование, открытое французским регулятором Autorite des Marches Financiers (AMF) против некоторых акционеров и топ-менеджеров EADS. Они продали принадлежащие им акции до обвала, последовавшего 14 июня 2006 года. AMF подозревает, что при этом они незаконно воспользовались инсайдерской информацией.

Вчера в этом деле произошли позитивные для EADS подвижки. AMF объявил, что не имеет более претензий к компаниям Daimler AG (контролирует 22,5% акций EADS) и Lagardere (7,5% акций). Подозрения в инсайде также сняты с действующего главы Airbus Тома Эндерса. AMF, однако, продолжает расследование в отношении еще семи действующих и бывших руководителей EADS, в том числе ее экс-президента Ноэля Форжара. Г-н Форжару угрожает штраф в 5,45 млн евро.

Прогноз на второе полугодие, опубликованный вчера EADS, выдержан в тоне очень осторожного оптимизма. По этому прогнозу, Airbus получит до 300 новых заказов в 2009 году, «хотя в текущей рыночной ситуации цифры могут измениться», оговариваются эксперты холдинга. «Основываясь на благоприятной тенденции первого полугодия 2008 года, объем поставок в 2009 году должен по меньшей мере остаться на уровне 2008 года. При курсе 1 евро -- 1,39 долл. выручка EADS должна в целом остаться на уровне 2008 года», -- продолжают они.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиапром