|
|
N°135, 30 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В тени Полюда
«Сердце пармы» привлекает все больше сердец
Часто приходится слышать писательские признания: вот, мол, думал повернуть сюжет романа так-то, а он не слушается, герои живут своей жизнью, делают что хотят... Алексей Иванов, автор романа «Сердце Пармы, или Чердынь -- княгиня гор» (парма -- название увалов и гряд, покрытых елово-пихтовым лесом с моховым покровом, на Северном Урале), наверное, тоже не думал, что его творение проявит вопиющее своеволие, отбросит родительскую опеку и заживет своей жизнью.
Три года назад в селе Камгорт Чердынского района Пермского края прошел фестиваль «Сердце пармы». Он задумывался как всероссийский съезд «ролевиков», которые в соответствующей пейзажной среде проведут игру по мотивам исторического романа Иванова. В нынешнем июле «Сердце пармы» прошло в четвертый раз, о романе мало кто вспоминал, ролевые игры отошли на двадцать пятый план, а фестиваль стал называться «историко-ландшафтным». Сюжет его, подобно романному, тоже зажил своей жизнью, выбрал приоритеты и ориентиры. Похоже, формат фестиваля наконец-то утвердился, хотя, конечно, новации вполне возможны.
«Сердце пармы» -- это огромный палаточный лагерь, полный удивительных персонажей. Меж тентов и костров разгуливают девицы в сарафанах и кокошниках или, наоборот, в бархате и белых чепцах. Кто-то просто принарядился как душа просит, а кто-то работает: посреди фестивальной поляны устраивает фольклорные игры и состязания для «чайников», поет колядки... «Профессиональные» бойцы -- члены военно-исторических клубов -- кучкуются близ огороженного канатами ристалища. С погодой повезло: первый жаркий день за лето! Но бойцы этому не рады: на них многослойные стегано-железные доспехи такой толщины, что кажется, разбери их, и внутри никого не найдешь... Вот и отдыхают «витязи» в тени, не снимая обмундирования: надеть его потом -- целая история.
«Исторический» турнир в форматах «меч-меч» и «щит-меч» (в первом сражаются без щитов, во втором -- со щитами) -- пик фестиваля. К нему целый год готовились воины из Екатеринбурга, Ижевска, Кирова, Тюмени и других городов. В решающем поединке сошлись «Стезя Прави» (Ижевск) и «Рунный камень» (Екатеринбург) -- прошлогодний триумфатор «Сердца пармы». На сей раз ижевцы оказались сильнее -- забрали два главных приза из трех. Ради призов этих стоило побороться: победителям вручали мечи работы тульских мастеров, выкованные прямо на фестивале.
Кузнецы не одиноки: всевозможные народные промыслы -- еще один аттракцион «Сердца пармы». Гвоздем ремесленной программы стал конкурс резчиков по дереву «Золотая баба project». Шестеро мастеров творили деревянных идолов -- изображения легендарной «золотой бабы» Сорни-най из романа Иванова. Победил Сергей Пятков (Соликамск), изваявший «трехэтажную» идолицу, в резном орнаменте которой зримы мотивы «пермского звериного стиля».
Возможно, резные идолы в будущем году расположатся на фестивальной площадке. Но организаторы мечтают о более масштабных украшениях. На «Сердце пармы» побывал известный художник, мастер ленд-арта Николай Полисский, оказавшийся поклонником романа Иванова. Великолепная фестивальная поляна -- по словам Полисского, «естественный театр» -- очаровала художника. Сейчас Полисский думает о том, что соорудить для фестиваля. Может быть, стадо боевых лосей?
После череды поединков (бугуртов), в которых могли участвовать все желающие, уставшая публика расселась на траве перед сценой. Ближе к полуночи вышли музыкальные хедлайнеры фестиваля -- «Калинов мост». Вообще-то музыка звучала постоянно: фольклорные группы успешно боролись с бойцовскими клубами за внимание зрителей. Особенно впечатляла белорусская команда Hvarna, выдававшая трансовые импровизации на основе славянских фольклорных мотивов.
Бои и музыка -- равноправные составляющие «Сердца пармы». Но обе не главные. Далеко не все из 8 тыс. гостей Камгорта истовые фанаты фольклора и исторических реконструкций. Главное -- сама Чердынская земля с ее мистическим обаянием. Потому и появилась на фестивале большая экскурсионная программа. Выйдя на смотровую площадку и взглянув на горную цепь, окаймляющую горизонт, на возвышающийся напротив город Полюд, очертаниями напоминающий постамент Медного всадника, каждый понимал: Чердынь -- действительно, без всяких кавычек, княгиня гор.
Если отвернуться от Колвы, открывается панорама Перми Великой (старое название верхнекамской земли с центром в городе Чердынь). Берег весь в маковках церквей. На каждом здании -- табличка: памятник архитектуры, памятник истории... Чердынь могла бы украсить список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сорокапятикилометровая дорога на север, от Чердыни до Ныроба, ведет в «сердце тьмы». Здесь на каждом шагу вещные знаки пермской истории. А названия какие! Покча, знаменитая резными лиственничными домами (в иных еще сохранились майоликовые камины начала века). Вильгорт -- с величественным, изукрашенным фресками храмом. В Бигичах до последней зимы стояла красивейшая деревянная церковь; увы, рухнула под тяжестью снега, но колокольня еще держится, ее можно спасти! Искор -- место легендарных битв пермяков с московскими воинами и ногайскими татарами. (На фреске в здешней часовне можно разглядеть сцену одной из таких битв.) И наконец, Ныроб. Преодолев шок от движения вдоль длинного забора исправительно-трудовой зоны, путешественник видит великолепный церковный ансамбль в стиле барокко и часовню на месте ямы, где томился боярин Михаил Никитич Романов, дядя первого царя новой династии.
А дальше Ныроба, кажется, нет ничего: кончается история -- начинается дикая неприрученная парма. Реликтовые боры, где сосны тонут в ковре из белых мхов, изумрудные болота, снабжающие клюквой пол-России, выветренные древние скалы. О скале «Узкая улочка» рассказывают: кто вскарабкается на вершину по отвесному узехонькому ходу, искупит все свои грехи.
Камгорт ровно на полпути между Чердынью и Ныробом. Наверное, главная удача организаторов фестиваля в том, что они нашли эту фантастическую гигантскую поляну на берегу Колвы, в тени легендарного Полюда.
Юлия БАТАЛИНА, Пермь