|
|
N°134, 29 июля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Капитальный расклад
Столичные власти акционируют ГУПы особого значения
Власти Москвы решили привлечь в бюджет оборотные средства с помощью жизненно важных для города государственных унитарных предприятий. В погоне за дополнительными финансовыми средствами высокопоставленные чиновники столичной мэрии, ранее критиковавшие своих коллег из других регионов за слишком поспешную приватизацию коммунальных предприятий, сегодня готовы акционировать Московский метрополитен, «Мосгортранс», «Мосводоканал», «Мосгаз». По крайней мере именно эти предприятия, имеющие особое значение для функционирования городского коммунального хозяйства, возглавили новый список ГУПов, подлежащих срочному реформированию. Концепцию, существенно меняющую планы реорганизации ГУПов, вчера на заседании столичного правительства представил первый заместитель руководителя департамента имущества Игорь Пресняков.
В изначальном варианте программы приватизации на 2008--2010 годы из 474 существовавших на тот момент унитарных предприятий города лишь 75 ГУПов (в том числе транспортные, водо- и газоснабжающие) должны были сохранить свою организационную форму. Напрямую связанные с социальными обязательствами города, они не подлежат выводу на рынок, заверял тогда руководитель имущественно-земельного комплекса города Владимир Силкин. Однако в связи со сложной экономической ситуацией московские власти решили поменять стратегию управления городской собственностью.
Как рассказал вчера г-н Пресняков, кризис усугубил и без того недоверчивое отношение инвесторов к ГУПам -- даже тем, которые занимают монопольное положение на рынке. Неготовность инвесторов вкладывать капиталы в городские предприятия в департаменте имущества объясняют незащищенным правом собственности, рисками потери средств из-за плохого управления, непрозрачностью финансов предприятия.
Особо акцентируется и тот факт, что город плохо контролирует руководство ГУПов -- за исключением, естественно, таких достаточно успешных управленцев, как, например, гендиректор «Мосводоканала» Станислав Храменков или глава Московского метрополитена Дмитрий Гаев. Однако и на этих занимающих монопольное положение на рынке услуг предприятиях чиновники департамента имущества предлагают разделить коммерческие и государственные (социальные) функции. Имущество же этих ГУПов должно быть передано в уставный капитал создаваемых на их базе ОАО или сохранено в собственности города. Предполагается, что реформирование инфраструктурных предприятий Москвы должно стартовать 1 июля 2010 года.
По словам московских экономистов, новая модель работы городских предприятий даст им большую хозяйственную самостоятельность, позволит привлекать кредиты и повысит капитализацию и акционерных обществ, и города, как основного их собственника. Мэрия, как держатель 100% акций во вновь образуемых компаниях, сможет использовать эти активы более эффективно, утверждают в департаменте имущества.
Правда, глава одного из наиболее успешных столичных унитарных предприятий -- «Мосводоканала» -- Станислав Храменков в беседе с журналистами признал, что и нынешняя организационная форма не является особой помехой для эффективного управления и привлечения в том числе иностранных инвестиций. Его предприятие развивается по вполне рыночным принципам -- за последние несколько лет частные инвестиции в систему водоснабжения города составили более 500 млн долл. По словам г-на Храменкова, лично он «находит больше плюсов в организационной системе ГУПа». Однако по отмашке сверху «Мосводоканал» готов «поменять вывеску, гендиректора и бухгалтера».
В то же время некоторые московские чиновники и депутаты Мосгордумы явно опасаются акционирования ГУПов, «имеющих основополагающее значение на московском рынке товаров и услуг», и сомневаются в своевременности подобного решения. Как напомнила вчера руководитель департамента экономической политики и развития города (ДЭПиР) Марина Оглоблина, именно та политика, которой ранее придерживалось московское правительство, «позволила сохранить и развить уникальные имущественные комплексы этих предприятий, мощные системы ресурсного и инженерного обеспечения города и транспортных перевозок населения». «Это при том, что ряд городов России накопил за этот период радикальной трансформации экономики далеко не однозначный опыт приватизации и управления такими предприятиями», -- уточнила она. В ДЭПиР, видимо, опасаются, что реорганизация Московского метрополитена, «Мосводоканала», «Мосгаза» и других систем жизнеобеспечения города может нарушить надежность и безопасность их функционирования, привести к росту стоимости их услуг. «Очевидно, что для каждого предприятия должен быть свой срок, и он будет зависеть от масштаба предприятия, степени завершения инвентаризации и регистрации его имущества», -- заявила г-жа Оглоблина, призвав тем самым своих коллег из имущественно-земельного комплекса не торопиться. Руководитель департамента экономической политики и развития города, например, считает преждевременной прописанную в предложенном документе «обязательность передачи имущества в уставный капитал акционерного общества».
Председатель бюджетной комиссии Мосгордумы Игорь Антонов вообще не понял, как чиновники собираются «разводить функции бизнеса и госфункции» на несущих социальную нагрузку предприятиях. По его мнению, акционирование ГУПов с последующей передачей их в частные руки в условиях кризиса -- «это не панацея». «Целая очередь акционерных обществ сейчас стоит в ожидании помощи федерального правительства, и многие бывшие ГУПы, успешно работавшие как ОАО, например «Главмосстрой», сейчас на грани банкротства», -- заявил депутат. Усомнился в своевременности реформирования основополагающих унитарных предприятий и префект Восточного административного округа столицы Николай Евтихеев.
Импульсы сомнений докатились, похоже, и до Юрия Лужкова. Мэр Москвы заметил, что документ, предлагающий реорганизацию управления столичным имуществом, не предусматривает изменение кадровой политики в отношении нынешних руководителей городских предприятий. По его словам, «кадры в чистоплотности работы ГУПов играют первостепенную роль». В то же время градоначальник одобрил новую концепцию и даже настаивал на скором старте реформы. «Нужно получать уже готовый результат», -- заявил он.
Юлия ХОМЧЕНКО